…Какими историями полна жизнь наша! Это ж драма Шекспира какая-то.
Капитан спецназа Эдуард Ульман, обвиненный в убийстве гражданских лиц во время второй чеченской войны и исчезнувший перед судебным процессом, погиб на СВО. О смерти Ульмана в бою сообщила его жена.
Процесс капитана Ульмана был одним из самых скандальных в истории современной России.
Так, 11 января 2002 года группа бойцов 67-й отдельной бригады спецназа ГРУ в составе 12 человек под командованием капитана Эдуарда Ульмана в Чечне на дороге в Грузию, перекрытой в рамках операции по поимке полевого командира Хаттаба, попыталась остановить автомашину и после отказа остановиться – обстреляла ее. Обычная на самом деле история. Всё, что не останавливается, – заведомо законная цель. При осмотре автомобиля выяснилось, что в нем ехали шестеро чеченцев. Один человек погиб, двое были ранены. Оружия и боеприпасов при них не было.
Спецназовцы оказали пострадавшим первую помощь, после чего Ульман доложил об инциденте в штаб и получил от находившегося на пункте управления операцией майора Алексея Перелевского приказ – ликвидировать остальных задержанных.
Капитан трижды запрашивал подтверждение приказа, в последний раз дал прослушать его всей своей группе. После третьего подтверждения лейтенант Калаганский и прапорщик Воеводин по приказу Ульмана расстреляли оставшихся пятерых человек.
Ульман, Калаганский, Воеводин и Перелевский были арестованы. Капитану и его подчиненным были предъявлены обвинения в убийстве, майору – в превышении полномочий.
Дело Ульмана рассматривалось в судах четыре раза. Дважды – в 2004 и 2005 годах – капитана оправдывали присяжные, но Военная коллегия Верховного суда РФ отменяла приговор. После того как очередное решение суда в пользу Ульмана вызвало массовые протесты в Чечне, в 2006 году третье рассмотрение дела приостановили после запроса Алу Алханова в Конституционный суд РФ.
В 2007 году дело капитана Ульмана, лейтенанта Калаганского и прапорщика Воеводина рассматривалось в четвертый раз, но 14 апреля они не явились в суд на очередное заседание и были объявлены в федеральный розыск. С тех пор Эдуард Ульман исчез на 17 лет.
Я его встречал. Он сам меня нашел. По крайней мере, он представился Ульманом. Посидели вечер, пообщались. Хороший, спокойный мужик. Год вот, когда это было, – запамятовал. Кажется, уже была «русская весна», и я уже был оттуда, а он, видимо, примерялся, чтоб зайти и не засветиться.
В такие дни корю себя за то, что никогда не вёл дневники. Я столько всего забыл – ещё на две жизни. Такие люди были, такие встречи…
Ранее украинские источники неоднократно заявляли, что Ульман воюет на стороне русского ополчения, однако подтверждений этой информации не было.