Найти тему

«Женщинам в 21 веке подвластно многое»:

Всё возможно, если ты этого захочешь

Удивлялись ли вы при просмотре «Секса в большом городе»: как Миранда успевает быть успешным адвокатом, заниматься с ребенком, ходить на свидания и при этом каждый день встречаться с подругами на бранче?

Конечно, Миранда - выдуманный персонаж. Но это не отменяет того, что всё это невозможно в реальной жизни. Наша сегодняшняя героиня это докажет - Анастасия Никифорова, 26 лет.

Из личного архива
Из личного архива

-Для начала: какими видами деятельности вы занимаетесь? 

-Ну, поехали. Первое - основной мой вид деятельности - преподавательский (преподаватель университета). Вторая - научная деятельность. Я пишу диссертацию, занимаюсь наукой. Третье - я психолог-практик.

-Я слышала, что после сеансов психологи могут  загружаться проблемами клиентов. А что для вас самое сложное в работе психолога? 

-Действительно, мы загружаемся проблемами клиентов. Тут на самом деле такая двойственная тема: то есть с одной стороны, если ты не погрузишься в проблему клиента основательно, ты не сможешь показать, что ты действительно заинтересован, что непосредственно влияет на уровень доверия между вами. Но с другой стороны, мы учимся все-таки максимально абстрагироваться, потому что, когда ты работаешь постоянно с темы насилия, тебе становится очень тяжело, потому что ты видишь, как человек страдает перед тобой, ты хочешь ему помочь, и если ты будешь позволять эмоциям тебя как-то захлестывать, ты не сможешь посмотреть на его проблему объективно и адекватно.

Самое сложное в работе психолога для меня, наверное, как раз-таки не погружаться чрезмерно в проблемы людей, потому что я такой «эмпат-эмпат». Мне действительно на данном этапе пока еще очень тяжело переживать чрезмерно, иногда даже без вреда для своей жизни.

-Какая ваша деятельность кажется вам наиболее энергозатратной? 

-Они все энергозатратные для меня в какой-то мере, но, знаете, они настолько гармонично дополняют друг друга, что как-то даже этого не замечаешь.

Но преподавательская деятельность, общение со студентами - это вообще мой ресурс. 

В научной деятельности ты вносишь какой-то вклад в будущее, и меня это подстегивает на мой ресурс в работе. 

А в работе психолога-практика, когда клиент говорит о том, что ему стало легче, что разложили все по полочкам, для меня это тоже ресурс. 

Все три вида энергозатратны, но в каждом на этих видов деятельности я вижу свой ресурс.

-Какая деятельность у вас в приоритете, чему вы готовы посвящать больше времени и почему? 

-Они все в равной степени в приоритете, потому что я четко убеждена в том, что я была бы не очень хорошим психологом практиком, если бы не было фундаментальных знаний, если бы я не занималась наукой. Равно как и невозможно заниматься наукой, не применяя эти знания на практике. Также невозможно быть успешным преподавателем, не развиваясь в науке, если не знаешь, какие передовые достижения есть в твоей области, которые ты рассказываешь студентам. Но и собственно, какие-то кейсы из жизни тоже обогащают твою преподавательскую деятельность в том числе.

-Насколько я знаю, у вас бакалавр конфликтолога. Очень необычно. Как был сделан выбор в пользу этой профессии?

-У меня очень интересная история: вообще изначально хотела быть фармацевтом. Но в девятом классе выяснила, что у меня очень серьезная аллергия на реагенты, и я поняла, что я не смогу работать в этой сфере. Но было очевидно, что я именно тот человек, которому нравится работать с другими людьми. И тогда к нам приехали из университета, я такая: «о, что-то новое, что-то странное и необычное, берем!»

У меня по прежнему такая логика, меня всегда привлекает то, что выглядит странно и необычно. Меня все время тянет в сферу, которая мало изучена.

-Расскажите о вашем хобби, может у вас есть интересные увлечения, что выбираете в качестве «эмоциональной разгрузки»?

-Их много. Но самое основное это вокал. Вокалом я занималась раньше регулярно, сейчас, конечно, уже не так, но иногда для души могу. Вокалом я с пяти лет занимаюсь, то есть порядком 21 года. Не так давно открыла для себя спорт, вот совсем недавно пилатес. Это тоже перезагружает.

Ну и вообще в целом иногда люблю на природу выезжать, для меня это созерцание и возможность побыть «здесь и сейчас». 

Вот и как ни странно, наука для меня тоже отчасти хобби. Это прикольно, когда задаешь определенный вопрос и такой думаешь: «Блин, я могу найти на это ответ». Это круто. Чувствуешь себя таким прикольным.

-Вы меня научили через ассоциации получать точные, иногда незаурядные ответы. Назовите ассоциацию со словом «работа»

-Карьера, радость, успех, стремления и, почему-то, цензура.

-Допустим ли для вас выбор между карьерой и личной жизнью? или предпочитаете балансировать, искать золотую середину? 

-Исходя из той парадигмы, в который я мыслю и вообще занимаюсь наукой, очевидно, что для меня важно балансировать. То есть, я не вижу себя только карьеристкой или только женщиной, которая лепит пельмешки мужу, или только мать. Для меня важен баланс и сейчас я понимаю, что откладываю рождения детей и все прочее лишь для того, чтобы когда сбалансируется карьера, у меня было больше возможность проводить времени с ребенком. Сейчас делаю все для того, чтобы в дальнейшем как-то балансировать.

-У вас в телеграм-канале я читала, что вы все успеваете потому, что умеете распределять время. Какие ваши правила в распределении времени? как всё успевать и при этом не выгорать? 

-Сложно на самом деле сказать свои лайфхаки, потому что я не могу их объяснить. Я просто это делаю.

Но я всегда вечером сажусь и, например, понимаю, что мне нужно успеть написать диссертацию за 3 года. Я осознаю: чтобы достигнуть этой цели, за эти две недели мне нужно сделать это и это. У меня всегда есть четкий план в голове. 

-Сейчас в интернете продвигают многозадачность и продуктивность. А что вы думаете о культе продуктивности? 

-Здесь тоже очень двояко. С одной стороны, наверно, круто все успевать, а с другой стороны невозможно. Потому что есть у человека ограничения, физические элементарно. 

Мне кажется, во многом это проистекает из того, в какой системе мы живем - это рынок. Мы должны, как бы это грубо не звучало, продать себя, свои услуги и это гарантия успеха для кого-то.

Для многих успех равно продуктивность. Как мне кажется, некоторые загоняются: «Я должен успевать за кем-то», «Должен быть кем-то», «Если я не продуктивен - я плохой человек» и т.д.

Это, конечно, большая проблема современного общества. В крайних формах может даже быть сопряжено с заболеваниями, психосоматическими в том числе.

-Насколько я знаю, вы специализируетесь на психологии отношений. почему именно это направление? Может, какая нибудь тема была более интересна для вас?

-Скорее потому, что в основом, контингент людей, с которым я работаю - молодые девушки, молодые парни - для них очень важно это направление. Но я по большому счету, наверное, сейчас хочу или перепрофилироваться, потому что, конечно, основной мой профиль это семейные отношения: это сфера материнства/отцовства, сфера отношений родители/дети, супружеские отношения. В целом семейная психология. В принципе в психологии все взаимосвязанно. 

-Какое открытие при изучении психологии более всего повлияло на вас, может поразило? А бывало ли такое, что переворачивало сознание?

-У меня сейчас в голове столько много открытий, что сложно определить какое-то одно. Но могу сказать, что есть человек, который, по-моему мнению, «хакнул» вообще всё и не только психологию. Это Фрейд¹. То есть просто человек такой взял и придумал, грубо говоря, бессознательное. И до сих пор мы не знаем, что это такое, но все его используют в своих трудах. Мне кажется, что он реально перевернул весь мир, поставил вверх тормашками. Вот это открытие повернуло психологию в иное русло.

-Какие методики в работе с клиентами вы используете? Какие практики в психологии ваши любимые? Например, в тгк у вас видела карты

-Слушайте, их очень много на самом деле. В основном это техники арт терапии, но я ими не ограничиваюсь, потому что у каждого клиента свои методы, свои методики. Это МАК-карты², рисуночные тесты, сказкотерапия³, работа с телом и т.д. 

-Что вас больше всего привлекает в работе преподавателя? а в работе психолога? И опять же: как вы пришли к ним?

-Про работу преподавателя: я такой человек, я люблю очень рассказывать, объяснять. Почему-то в школе уже знала, что буду преподавателем университета. Ну, наверно, родители повлияли, в частности отец. Не напрямую, никто меня не заставлял, но вот почему-то мне так кажется. Студенты это в принципе прикольно, они так заряжают своей энергетикой. Это постоянный обмен информации, у тебя мозг никогда не стоит. 

Работа психолога - тоже работа с людьми. Я не такой глобалист, что я могу изменить весь мир, но если я смогу помочь человеку и изменить его мир к лучшему, то я считаю это уже огромное достижение. Как я к этому пришла? Это не очень прикольно. В школе меня опасались, потому что я видела больную точку, и когда меня обижали, я в нее била. Это не очень круто, но сейчас мне эти навыки помогают. Уже не бью, а стараюсь помочь справиться с проблемой. 

-Я уже упоминала телеграм-канал. Для вас это больше работа, или что то наподобие «отдушины»/хобби?

-Да всё вместе. Одно дело нужно продвигать себя, свои услуги. Есть определенная маркетинговая составляющая. Но с другой стороны да, это отдушина: когда какая-нибудь мысль накипела, хочется с ней поделиться. И социальные сети это отличное место.

-Как вы справляете со стрессом на работе? 

-Хочется сказать, что я никак не справляюсь. Но я просто держу в голове для чего я это делаю то или иное действие в своей жизни. Например, написала пост, пообщалась там-то, там-то, и я поняла, что меня это обогатило. Это помогает стресс сводить к минимуму. 

-На последок: пару советов нашим читательницам

-Женщинам в 21 веке подвластно многое, поэтому я желаю каждой найти свою сферу реализации, это может быть все что угодно. Самое главное - найти то, с чего будешь кайфовать.

Есть люди, которые вдохновляют. Надеюсь, история нашей героини побудит вас на новые цели и идеи.

________________________________

¹ Зигмунд Фрейд - Австрийский врач, основоположник психоанализа. Обосновал новаторскую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного – предсознательного – сознательного.

² МАК-карты - метафорические ассоциативные карты 

³ Сказкотерапия - это метод, который помогает ребенку или взрослому сконцентрироваться на своей проблеме.