Полное наименование разбираемого документа - Указание Банка России от 23.08.2021 № 5899-У "Об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации" (далее по тексту - Указание № 5899-У).
Требования Указания № 5899-У распространяются на брокеров, доверительных управляющих, но не распространяются на "чистых" дилеров и инвестиционных советников в форме ИП (индивидуальный предприниматель). В этой статье я делаю упор только на брокерах.
В целях исключения (снижения) риска возникновения у клиента убытков, связанных с наличием у брокера (его работников) интереса, отличного от интересов клиента, при совершении (несовершении) действий, влияющих на связанные с оказанием услуг брокера интересы его клиента (далее – конфликт интересов, КИ), брокер должен осуществлять следующие процессы:
- предотвращение возникновения КИ,
- выявление КИ,
- предотвращение реализации КИ,
- управление КИ.
В рамках этих процессов брокер должен принимать следующие меры:
1. обеспечить организационную независимость работников, если ее отсутствие приводит к возникновению или реализации КИ;
2. ограничение обмена информацией между работниками и иными лицами, если такой обмен приводит к возникновению или реализации КИ;
3. обеспечение отсутствия в системе вознаграждения работников условий, которые приводят к возникновению или реализации КИ;
4. предоставление клиенту информации о КИ, который не был исключен, в части, относящейся к данному клиенту;
- в виде электронного документа и (или) на бумажном носителе (если такая форма предусмотрена договором) одновременно с уведомлением об общем характере и (или) источниках КИ (направляется в соответствии с 39-ФЗ, статья 10.1-1, п.5 абз.2 в случае, если меры, принятые брокером, не позволяют избежать риска реализации КИ, до начала совершения действий с имуществом клиента);
5. контроль за (не)совершением действий работниками брокера, действующими в условиях КИ с клиентом (например, через согласование действий с работником, у которого нет КИ);
6. учет в электронном виде информации о работниках брокера, членах органов управления брокера, подконтрольных или контролирующих лицах (ответственные лица), если они участвуют в совершении действий;
т.е. учет в электронном виде:
- информация, позволяющая идентифицировать ответственное лицо, контролирующее/подконтрольное лицо;
- перечень его функций
- дата и номер документа, на основании которого лицо участвует в действиях
а также предпринять действия:
- внесение информации об ответственном лице не позднее 1 рабочего дня
- обновление информации об ответственном лице не позднее 5 рабочих дней
- обработка информации, обеспечивающая возможность ее предоставления
- хранение информации не менее 5 лет после снятия полномочий
- определение ответственного за учет информации об ответственных лицах.
7. учет в электронном виде информации о КИ;
- дата возникновения и дата выявления КИ, дата исключения (если исключен)
- информация об общем характере и (или) источниках КИ и описание имеющихся у клиента рисков, связанных с реализацией КИ (если касается ИИР или ценных бумаг, ПФИ, договоров – с их идентификацией)
- участники КИ (брокер, члены органов управления, работники, контролирующие/ подконтрольные лица, клиенты)
- информация о принятии брокером решения о нецелесообразности предотвращения реализации КИ + лицо, принявшее решение
- информация о принятых мерах по предотвращению реализации КИ и (или) управлению им, описание мер
- дата направления брокером клиенту информации о КИ, относящейся к клиенту (если направлялась)
- информация о реализации КИ, описание совершения/ несовершения брокером действий, принесших убытки, и дата реализации КИ
Совершение следующих действий:
- фиксация контролером КИ не позднее 5 рабочих дней со дня выявления
- обновление контролером информации о КИ не позднее 5 рабочих дней
- обработка информации о КИ, обеспечивающая возможность ее предоставления
- хранение информации о КИ со дня выявления и до 5 лет после дня, когда КИ был исключен
- определение работника или подразделения, ответственного за обработку и хранение информации о КИ;
8. подготовка отчета об управлении КИ (о принятии мер по выявлению, предотвращению возникновения и реализации КИ, по управлению КИ);
- определение ответственным за его составление контролера
- направление отчета об управлении КИ за отчетный год на рассмотрение ЕИО не позднее 30 июня следующего года
- хранение отчета не менее 5 лет
Включение в отчет информации:
- о количестве выявленных КИ и об обстоятельствах их возникновения, которые не предусмотрены в перечне обстоятельств в политике по управлению КИ;
- о количестве КИ, которые были исключены, которыми управляли
- о нарушениях, выявленных в ходе ВК (указание, политика)
- предложений по повышению эффективности мер по выявлению КИ, предотвращению возникновения и реализации КИ, пересмотру политики
9. утверждение и пересмотр политики управления КИ (не реже 1 раза в год);
10. иные меры, определяемые брокером в политике управления КИ .
Политика по управлению КИ должна включать следующие положения:
- порядок выявления КИ, предотвращения возникновения и реализации КИ, а также управления им с указанием соответствующих обязанностей работников
- порядок подготовки и утверждения решения о нецелесообразности предотвращения реализации КИ
- перечень обстоятельств, в которых, с учетом характера и масштаба деятельности, по мнению брокера, могут возникать КИ, с указанием мер по предотвращению возникновения КИ
- перечень случаев реализации КИ, при которых брокер может отказаться от исполнения поручений своих клиентов (п.4.2 статьи 3 39-ФЗ, если исполнение приведет к нарушению требований законодательства, БС или к реализации КИ)
- порядок осуществления контроля за соблюдением работниками брокера требований законодательства и политики
- порядок и сроки подготовки отчета об управлении КИ,
- порядок и сроки пересмотра политики по управлению КИ,
- порядок доступа работников (должностных лиц) брокера к учитываемой в электронном виде информации о КИ.
Также в Указании № 5899-У в главе 3 впервые в нормативном акте определены действия, являющиеся КИ - например "фронтраннинг". Но разбору 3 главы я хочу посвятить отдельную публикацию, особенно в части участия брокера в IPO.
Также рекомендую ознакомиться с разъяснениями по данному Указанию на сайте СРО НАУФОР. Хотя некоторые из них уже теряют актуальность и требуют пересмотра.
Из практики могу сказать, что большинство брокеров относятся к исполнению требований данного указания формально - краткие рамочные уведомления о КИ могут разместить в регламенте по брокерскому обслуживанию (который мало кто из клиентов читает), перечень обстоятельств КИ в политике как правило весьма узкий, а в реестре КИ вообще могут отсутствовать записи.
Нельзя сказать, что соблюдение всех требований по КИ осчастливят клиентов брокеров и помогут им избежать проблем, но однозначно процесс обслуживания клиентов будет более прозрачным, а их решения чуть более осознанными.