Найти в Дзене
Лахта Центр

ДРАГОЦЕННАЯ ПАСХА

В России всегда широко отмечали праздник Воскресения Христова. Кулич, творожная пасха и крашеные яйца стали главными атрибутами и символами праздника. Конечно, они нашли свое отражение в искусстве. Автор канала «я поведу тебя в музей» Наталия Крючкова рассказывает о пяти уникальных пасхальных яйцах из собраний российских музеев.

Яйцо пасхальное со стилизованным орнаментом

Государственный Эрмитаж
Гордость музея — коллекция хрупких пасхальных яиц из фарфора, созданных на Императорском фарфоровом заводе. Интересный экземпляр на фото относится к так называемым обыкновенным яйцам. На фоне сложносочиненных узоров и богатой отделки знаменитых яиц Фаберже орнамент в неорусском стиле выглядит простым и в то же время изящным. Интересно, что многие эскизы росписи утверждал лично император Александр III, внимательно следивший за производством «обыкновенных яиц» и находивший их очень красивыми.

Яйцо пасхальное со стилизованным орнаментом. Последняя четверть XIX в. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы, Санкт-Петербург. Фото: https://vk.cc/cwz2C2
Яйцо пасхальное со стилизованным орнаментом. Последняя четверть XIX в. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы, Санкт-Петербург. Фото: https://vk.cc/cwz2C2

Яйцо пасхальное с изображениями святых

Государственный Эрмитаж
Уникальное пасхальное яйцо, созданное в 1917 году, стало одним из последних изделий Императорских заводов, выполненных в технике Галле. Благодаря очень сложной и трудозатратной работе на многослойном стекле с помощью травления химической кислотой получался контрастный рельефный рисунок. Также это яйцо декорировано миниатюрными портретами святых — князей Александра Невского и Михаила Черниговского, святителя Николая, княгини Ольги, князей Бориса и Глеба.
Изображения виртуозно выгравировал резчик Лавр Орловский по проекту художника Петра Красновского.

Яйцо пасхальное с изображениями святых 1917 г. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы, Санкт-Петербург. Фото: https://vk.cc/cwz2Jp
Яйцо пасхальное с изображениями святых 1917 г. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы, Санкт-Петербург. Фото: https://vk.cc/cwz2Jp

Пасхальное яйцо «Курочка»

Музей Фаберже
Традиция дарить к Пасхе богато украшенные яйца, изготовленные фирмой Карла Фаберже, была не только в императорской семье. Иногда даже более эффектные произведения ювелирного искусства заказывала купеческая семья Кельх. Одно из них похоже на экземпляр, в свое время подаренный императрице Марии Федоровне. Но яйцо семьи Кельх крупнее и выглядит эффектнее. Оно содержит несколько сюрпризов — украшенную рубиновой эмалью и алмазами курочку и крохотный мольберт со складными золотыми ножками.

Пасхальное яйцо «Курочка». 1898 Карл Фаберже. Фото: https://vk.cc/cwz40w
Пасхальное яйцо «Курочка». 1898 Карл Фаберже. Фото: https://vk.cc/cwz40w

Пасхальное яйцо «Ландыши»

Музей Фаберже
Николай II преподнес своей супруге Александре Федоровне на Пасху 1898 года ее любимые цветы — ландыши. Но не настоящие, а драгоценные, обрамляющие пасхальное яйцо, созданное фирмой Фаберже, и украшенные алмазами, похожими на утреннюю росу. Важная и трогательная деталь подарка — миниатюрные портреты на эмали, изображающие Николая II и старших дочерей императорской четы Ольгу и Татьяну.

Пасхальное яйцо «Ландыши». 1898 Карл Фаберже. Фото: https://vk.cc/cwz3U9
Пасхальное яйцо «Ландыши». 1898 Карл Фаберже. Фото: https://vk.cc/cwz3U9

Пасхальное яйцо с орнаментом

Российский этнографический музей
Настоящее яйцо, расписанное растительно-геометрическим орнаментом в технике резервирования воском, представлено в большой коллекции Российского этнографического музея. Такая техника украшения яиц была крайне сложна в исполнении. Жидкий воск наносили на элементы, которые предполагалось оставить белыми, после застывания яйцо окунали в краску. Процедуру повторяли, поэтапно защищая всё новые части яйца и закрашивая другие в разные цвета — пока не получался готовый узор. Затем воск растапливали и стирали со скорлупы. Яйцо из Этнографического музея сейчас экспонируется на выставке «Город-герой Ленинград» в ЦВЗ «Манеж» в разделе, посвященном работе городских музеев в годы блокады.

Яйцо пасхальное. Словаки. Кон. XIX в. – нач. XX в. Фото: https://vk.cc/cwz35E
Яйцо пасхальное. Словаки. Кон. XIX в. – нач. XX в. Фото: https://vk.cc/cwz35E

#культурныйкод