Ежегодно 1 ноября поклонники вспоминают о замечательном сценаристе и режиссере, барде шестидесятых, поэте Страны Советов и авторе строк «А я иду, шагаю по Москве».
50 лет назад, в 1974 году, Геннадий Шпаликов добровольно ушел из жизни. Он перенесся в иной мир в 37-летнем возрасте, фатальном для большинства знаменитостей. Позднее он стал для миллионов ярчайшим представителем талантливых людей своего поколения, но при жизни ему не удалось отыскать своего предназначения в жестоком мире людей. Он считал себя представителем другой эпохи.
Памяти этого удивительного человека и посвящена наша статья.
Итак, Геннадий Шпаликов.
Начало
С ранних лет он остался сиротой, как и другие дети военного времени. Мальчик, родившийся в 1937 году, в семь лет потерял папу, который работал военным инженером. В 10 он стал учеником Киевского суворовского училища. Его сокурсниками были дети, потерявшие родителей на фронте. Судьбы друзей с их семьями переплетались с личными воспоминаниями и проживаниями Геннадия.
Это наложило свой отпечаток на все его творчество, где часто затрагивается военная тема. Во время учебы Геннадий травмировал колено и был признан не пригодным для службы, поэтому военным ему стать не довелось.
В поисках себя
Рожденный во времена сталинских репрессий, он взрослел в эпоху оттепели. Истинный певец 60-х, Шпаликов стал автором сценариев к популярнейшим кинолентам, превратившимся в символ своего поколения. По его сюжету сняли «Заставу Ильича». Он написал легендарную песню – гимн шестидесятников к фильму «Я шагаю по Москве».
Но, как и большинству талантливых поэтов, Шпаликову удалось получить истинное всенародное признание, только когда его не стало. Талантливый во всем человек всегда шагал немного впереди своей эпохи. Песни на его стихи пользовались невероятной популярностью у простых людей, но не всем творческим идеям нашлось место во времена оттепели. Такая участь поджидала первую картину, сценарий для которой написал Геннадий. Работой над фильмом поэт занялся по просьбе кинорежиссёра Марлена Хуциева в студенческие времена во ВГИКе.
Шпаликов стал автором живых диалогов, показывающих реальные эмоции молодёжи шестидесятых: главных героев «Заставы Ильича» и их родни.
Однако работа не понравилась Никите Сергеевичу Хрущеву, так как в ней был вредный, по его мнению, идеологический контекст:
«Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться».
Геннадий все время находился в поиске собственного пути, сомневаясь в своих идеях, и не знал к чему стремиться. Зачастую поэт, засунув кота за пазуху, бездумно шатался по городским улицам, как и герои легендарной киноленты «Я шагаю по Москве».
Знаковый фильм
Написав сценарий Шпаликов, все с тем же котом и авоськой с шампанским, показал новую версию с единственной сценой, позднее ставшей одной из самых узнаваемых в картине, главному режиссёру Георгию Данелия:
«Так. Двое. Она идет по улице, он едет на велосипеде. Идет дождь, а она… она без зонтика. А он едет на велосипеде… и достает зонтик. А она… она уворачивается, а он… все равно едет за ней с зонтиком».
Единственная поэтичная сцена стала причиной рождения легендарного фильма. Шпаликову в любой ситуации удавалась оставаться поэтом, что отражалось на лиричных сценариях и снятых по ним фильмах.
По словам Данелии:
«Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было».
Часто цензоры не находили никакого смысла в сюжетной линии и встречали создателей работы на художественном совете стандартной репликой:
«А про что кино?»
Были проблемы с пониманием жанра. После заявления Данелии о том, что фильм комедийный, спрашивали, а почему нет смешных сцен. Однако режиссер не растерялся:
«Потому что это лирическая комедия».
Это стало причиной рождения нового жанра в кинематографе Советского Союза.
Не находило понимания творчество Шпаликова и у Хрущева. Глава правительства не видел эстетических или социальных предпосылок в фильмах. В 1963 году он «сделал разнос» творческим интеллигентам, подвергнув жесточайшей критике «Заставу Ильича». Но Шпаликов и Марлен Хуциев до конца отстаивали свое творение. Режиссер начал защищать собственную работу, а поэт, утверждал, что страна меняется и не за горами тот день, когда известность работников кинематографа не будет уступать популярности космонавтов и что каждый может ошибаться.
Некоторым сценариям поэта так и не довелось воплотиться в кадры на голубом экране. Большинство задумок Шпаликова были отвергнуты, а многим надеждам пришлось разбиться о камни непонимания. Единственной работой, где Геннадий выступил в качестве сценариста и продюсера, стал фильм о «Долгой счастливой жизни» в отличие от короткой и несчастной судьбы певца.
Непризнанный гений
Во второй половине шестидесятых творчество Шпаликова оказалось невостребованным, а многие его идеи так и не были воплощены в жизнь. Из-за внутреннего противоречия развивалось депрессивное состояние, спасение от которого мужчина искал в бутылке.
Жене поэта Инне Гулай, надоело пьянство супруга, к тому же она стала опасаться за дочку. Все кончилось тем, что Геннадий Шпаликов ушел из дома. Ночевал, где придётся на вокзале или у друзей.
Геннадия Шпаликова не стало в ноябре 1974 года. Тело поэта было обнаружено в петле. По мнению знакомых и коллег, поэта сгубила диктатура чиновников и отсутствие свободы слова, с которой активно боролись в семидесятых. Нашлись и те, кто считает причиной гибели алкогольную зависимость.
По словам Леонидова в шестидесятых он услышал от Геннадия следующее высказывание:
«Вот я – алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них – Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано».
По признанию самого поэта перед смертью:
«Конечно, я родился писателем – по призванию, по влечению, но, как это часто бывает, много не успел... Итак, успел я мало. Думал иной раз хорошо (как и многие), но думать – не исполнять... Но каждый успевает отпущенное...».
Несмотря на огромную популярность песен на стихи поэта, которым подпевала вся страна, поэтические произведения и сценарии Шпаликова были напечатаны только спустя 5 лет после его смерти…
Не редкость, что известные люди, устав от постоянной борьбы с непониманием, невостребованностью или в связи с личными проблемами, не видели другого выхода, как добровольно уйти из жизни. Как не печально, но тому есть много примеров.