Найти тему

Книжная полка 33

7 книг на 7 дней. Мой выбор

БЛУМ, Марк. Метаистория западного знания в современную эпоху. Исследование развития четырех парадигм с 1648 года по наше время. – СПб.; Бостон; Библиороссика, 2024. – 406 с. – (Современная европеистика).

Книга профессора европейской истории в Университете Луисвилля – исследование эпистемологии искусства и науки с 1648 года по настоящее время. Модерн рассматривается как эпоха непрерывно меняющихся дисциплин, в рамках которых синхронизируются инновации в постановке вопросов и методах их решения.

ДРАЙДЕН, Джон. Трагедии: Перевод Ильи Кутика. – Томск: Водолей, 2023. – 788 с.

-2

В данный том вошли все основные стихотворные трагедии крупнейшего английского поэта-классициста XVII в. Джона Драйдена (1631–1700), самого прославленного драматурга после Шекспира, которого Т. С. Элиот называл «предшественником почти всего лучшего, что было создано в поэзии XVIII в.». Все пьесы переведены на русский впервые.

Со дня на день следует ждать еще один том в переводах Кутика, изданный «Водолеем», – полное собрание трагедий выдающегося драматурга XVII века Томаса Отуэя. Он написал их всего шесть. Многие современники считали Отуэя выше Шекспира. Умер он трагически в 33 с небольшим года от голода, подавившись куском хлеба, который пытался жадно проглотить. Все пьесы, кроме одной, переведённой еще в XVIII веке, но до сцены не дошедшей, появляются на русском впервые.

ЕВРЕЙСКИЙ АВАНГАРД. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие. – М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2024. – 248 с.

-3

Каталог к выставке, посвященной одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Ведущие еврейские художники, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России – от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.

ОТРОШЕНКО, Владислав. Гения убить недостаточно. – М.: АСТ, 2024. – 256 с.

-4

«Герои этой книги – загадки их судеб и творений – заставляли меня делать то, чего я делать никогда не собирался. Катулл побудил учить латынь, чтобы раскрыть тайну его знаменитого любовного романа с Лесбией; Ходасевич подвигнул на гидрологическое исследование речки Бренты; Ницше принудил блуждать по Венеции, чтобы понять, как было устроено его мышление; Томас Вулф заставил прочувствовать, каково это находиться под дулом кольта 45 калибра, нацеленного в тебя беспощадным критиком... Каждый распоряжался мною по своему усмотрению, пока я болел его жизнью и тайнами» (Владислав Отрошенко).

Книга иллюстрирована рисунками Наталии Толстой.

ТАУЛЕР, Иоанн. Проповеди: в 2 кн. – М.: Ладомир, 2024. – 552 + 411 с. – (Литературные памятники).

-5

Настоящая публикация завершает четырехтомный проект по изданию основных произведений германской мистики первой половины XIV века, в рамках которого в серии «Литературные памятники» ранее вышли в свет комментированные переводы сочинений Майстера Экхарта (2010), Генриха Сузо (2014) и нескольких доминиканок Южной Германии (2019).

Иоанну Таулеру (1300–1361), ученику и последователю Майстера Экхарта и сподвижнику Генриха Сузо, атрибуируются более 80 проповедей, произнесенных им в основном в Кёльне и Страсбурге, а также одно послание, адресованное монахиням доминиканской обители Мария Мединген на Дунае. Все они вошли в настоящее издание. В «Дополнения» к основной части издания включены главный текст псевдо-таулерианы «История жизни доктора Иоанна Таулера», принадлежность которого Таулеру была опровергнута неотомистом Генрихом Денифле в конце XIX века, и проповеди шестнадцати доминиканских богословов второго порядка, некоторые из которых представлены в гомилетическом сборнике «Рай разумной души».

Благодаря своей психологии Таулер вошел в историю немецкой, а затем через латинские переводы и европейской мысли, стал известен среди ранних реформаторов. Таулер спас от многовекового забвения метафизику Экхарта, которого, судя по количеству рукописей, многократно превосходил по своей популярности. Рзвив активный потенциал экхартовской отрешенности, Таулер приступил к построению трудовой этики раннего капитализма и стал одним из главных героев знаменитой работы Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

ФРЕЙДОН, Рамона. Фауст-гностик: тайные учения, скрытые за классическим текстом. – М.: Касталия, 2024. – 364 с.

-6

Рамона Фрейдон рассматривает легенду о Фаусте как замаскированный под моралите инструмент передачи основных гностических учений. Она доказывает, что текст «Фауста», датированный XVI веком представляет собой закодированный составной гностический миф о сотворении мира. Она находит в «Фаусте» множество герметических, алхимических и тантрических символов, а также раскрывает мистический процесс духовного спасения, почерпнутый из эзотерических традиций.

Почти каждый элемент оригинального текста XVI века – метафора, содержащая глубокие духовные послания, основанные на отрывках коптских и сирийских гностических манускриптов, включая «Пистис Софию» и «Гимн жемчужине». Особое внимание Фрейдон уделяет сходству множества герметических, алхимических и тантрических символов «Книги Фауста» с историей Софии, богини мудрости, чье непростое путешествие к спасению является моделью духовного развития человека. Обширное построчное сравнение текста с этими гностическими манускриптами показывает, что развращение Фауста дьяволом и его отчаяние параллельны проступку и падению Софии, а его трагическая смерть — это ее радостное возрождение, измененное до неузнаваемости с целью сделать еретическую историю приемлемой для церковных властей того времени.

Фрейдон доказывает, что легенда о Фаусте была способом сохранить и передать тайную древнюю мудрость. В ней повествуется о духовной инициации, целью которой является экстатическое откровение и единение с божественным. Элементы алхимии, сакрального секса и поклонения божественному женскому началу, зашифрованные в «Книге Фауста», свидетельствуют о той же скрытой традиции поклонения богине, на которую намекают труды таких магов эпохи Возрождения, как Корнелий Агриппа и Джордано Бруно.

ШУБИНСКИЙ, Валерий. ОБЭРИУ: Биографии. – СПб.: Вита Нова, 2024. – 608 с. – (Жизнеописания).

-7

Первая книга, посвященная истории легендарного авангардного объединения, где становление творческого союза молодых писателей раскрывается в биографическом контексте. Помимо описания совместной деятельности в рамках группы ОБЭРИУ, в книге представлены многочисленные документы, относящиеся к личной биографии каждого из участников. Некоторые материалы впервые вводятся в научный и читательский оборот. Книга состоит из двух частей: первая содержит подробные биографические очерки о членах ОБЭРИУ (Даниил Хармс, АлександрВведенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Константин Вагинов, Дойвбер Левин, Юрий Владимиров, АлександрРазумовский, Климентий Минц), вторая – о литераторах, условно относимых к «кругу ОБЭРИУ», но принимавших в деятельности объединения активное участие (Николай Олейников, Леонид Липавский, Яков Друскин). Книга богато проиллюстрирована и снабжена аннотированным указателем упоминаемых лиц.