Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Роман "МЫ" пророчество или пародия?

В дорогу всегда покупаю себе книги, стараюсь, читать что-то новое. В том году долго выбирала, и вместо классики, купила "фантастику". До покупки о Замятине ничего не знала. Читала просто как фантастический роман о тоталитарном будущем, причем проводила параллели с современными фильмами, были параллели и с Советским Союзом, и уже в самом конце прочла дату написания романа 1920 год. У тут у меня случился шок. Я была уверена, что роман был написан в 70-х годах как пародия на СССР. Еще раз перепроверила даты и точно роман писался в 1918-1920 годах.

Благодетель никак не мог быть Сталиным, да и Единое Государство не могло быть Советским Союзом слишком рано был написан роман. Тогда, что это? Пророчество или пародия на военный коммунизм, как пишут другие критики. Давайте, попробуем разобраться.

Действие происходит в Едином Государстве на Земле. Единое государство было создано после 200 столетней войны, которая погубила все человечество. Вернее, погубил человечество голод после войны, те кто не смог перейти на нефтяную пищу, вымерли. Человечество в романе живет в городе, состоящем из стекла. Сам город отгорожен от остального мира Зеленой стеной. Мне это сразу напомнило и "Дивергент" и "Эквилибриум".

Дома из стекла не просто так, ты должен быть на виду у общества, у людей нет секретов друг от друга, да и для Хранителей так проще. О Городе-государстве мы узнаем из дневника Д-503. Он математик, строитель Интеграла, космического корабля. Хранители поручили ему написать оду, то есть хвалебную речь о Едином Государстве и Д-503 прекрасно справляется с задачей пока ...

В своем дневнике Д-503 восхищается Единым Государством, в нем все рационально и понятно для математика.

Самих людей как личностей нет, есть нумеры. Нет имен, есть буква и номер, главный герой, который ведет повествование Д-503. Главная пропаганда государства это МЫ, мы – это от Бога, а вот Я уже от дьявола.

«Мы – это одно миллионное тело, и в каждом из нас – та смиренная радость, которой живут молекулы, атомы, фагоциты. В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение –добродетель, а гордыня-порок и что МЫ, мы – это от Бога, а вот я уже от дьявола.» - так пишет в своем дневнике нумер Д-503. День Единогласия — ежегодные выборы Благодетеля можно сравнить с древней Пасхой, тайную полицию — с ангелами-хранителями, а доносы на близких — с исповедью.

Даже секс в государстве поставлен под контроль. Женщина не может иметь ребенка без разрешения Благодетеля. Секс регламентирован. Каждый проходит тест на сдачу гормонов, и как говорится, каждому по потребностям. На секс выделается определенное время, называется «сексуальный час», выдаются розовые талоны. Каждый может выбрать себе любой нумер и записать его на себя. Главный герой это считает гениальной идеей, так как лишает людей ревности и чувств привязанности. Например, тот же нумер Д-503 делит нумер О-90 со своим другом Р-13 и считает это нормальным. Шторы в стеклянных домах можно опускать только в сексуальный час, для этого консьержу надо предоставить розовый талон.

Детей воспитывают роботы в детско-воспитательных заводах и сразу искореняется индивидуализм. Единое государство пыталось сделать людей максимально похожими, все брили голову и носили одну и ту же юнифу, которую меняли к празднику. Равенство – это отсутствие зависти, у древних одни трагедии, а у современного общества полная гармония. Если нумер сомневался, что Государство несет ему благо, то его ждал газовый колокол.

И все таки в этой оде на искоренение индивидуальности, от индивидуальности никуда не деться. Сам нумер Д-503 имеет волосатую руку, что его сильно отличает от других. Видно, что О-90 в него влюблена. И все не так идеально оказывается в Едином Государстве.

Главный герой, который боготворит созданный порядок вдруг влюбляется в женщину I-330, которая ему сначала крайне неприятна. В ней все острое, даже брови в виде рожек, не то что О, в которой все круглое.

I-330 сама его выбрала, записала на себя. Когда он к ней пришел, она оделась в древнее шелковое платье, от нее шел аромат, и она курила, и пила запрещенный в обществе алкоголь. Причем за алкоголь смертная казнь.

И тут у него начинается раздвоение личности. Сначала он хочет донести на нее, но что-то его останавливает. Женщина ведет себя рискованно, она ведет его в Древний дом, играет Скрябина на пианино, она совсем другая, у нее есть индивидуальность. Но Д-503 не сдает ее, более того он в нее влюбляется.

I-330 оказалась участницей подпольной организации «Мефи». Вполне возможно, что Замятин имел в виду Мефистофиль, ведь она соблазняла нумера Д-503 оригинальностью, а индивидуальность это что-то дьявольское, поставить свое Я выше общества «Мы», разве это не грех. И брови у нее рожками.

Как потом выясняется организации нужен был Интеграл, чтобы сжечь город, уничтожить зеленую стену и совершить свою революцию, внести хаос и эмоции в Единое Государство. И вот Д-503 получает духовную свободу, у него появляется «душа». Он разрывается между долгом и любовью к 330 ой. Но ради 330 он готов пойти на все, даже сжечь город.

Когда у Д-503 появляется "душа" он становится ревнивым, у него появляются чувства. Он не выносит, что у I -330 есть другие мужчины, которых она соблазняет ради дела сопротивления. Она открывает ему, что за стеной живут другие люди, выжившие после двухсотлетней войны, они покрыты шерстью, у них нет государства они полностью слились с природой. Он узнает, что его мать, скорее всего, родила его от тех кто живет за стеной, вот откуда шерсть на руке.

Но операция провалилась, революция потерпела крах. Он попадает к Благодетелю, который удивлен, что даже такие как Д-503 замешаны в сопротивлении. И вот начинается монолог Благодетеля, мне кажется Замятин все-таки взял идею у Достоевского с его Великим Инквизитором.

"Очнулся – уже стоя перед Ним, и мне страшно поднять глаза: вижу только Его огромные, чугунные руки – на коленях. Эти руки давили Его самого, подгибали колени. Он медленно шевелил пальцами. Лицо – где-то в тумане, вверху, и будто вот только потому, что голос Его доходил ко мне с такой высоты – он не гремел как гром, не оглушал меня, а все же был похож на обыкновенный человеческий голос.

– Итак – вы тоже? Вы – Строитель "Интеграла"? Вы – кому дано было стать величайшим конквистадором. Вы – чье имя должно было начать новую, блистательную главу истории Единого Государства... Вы?

Кровь плеснула мне в голову, в щеки – опять белая страница: только в висках – пульс, и вверху гулкий голос, но ни одного слова. Лишь когда он замолк, я очнулся, я увидел: рука двинулась стопудово – медленно поползла – на меня уставился палец.

– Ну? Что же вы молчите? Так или нет? Палач?

– Так, – покорно ответил я. И дальше ясно слышал каждое Его слово.

– Что же? Вы думаете – я боюсь этого слова? А вы пробовали когда-нибудь содрать с него скорлупу и посмотреть, что там внутри? Я вам сейчас покажу. Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни – вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие – внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, – самая трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта величественная трагедия? Они были освистаны темной толпой: но ведь за это автор трагедии – Бог – должен еще щедрее вознаградить их. А сам христианский, милосерднейший Бог, медленно сжигающий на адском огне всех непокорных – разве Он не палач? И разве сожженных христианами на кострах меньше, чем сожженных христиан? А все-таки – поймите это, все-таки этого Бога веками славили как Бога любви. Абсурд! Нет, наоборот: написанный кровью патент на неискоренимое благоразумие человека. Даже тогда – дикий, лохматый – он понимал: истинная, алгебраическая любовь к человечеству – непременный признак истины – ее жестокость. Как у огня – непременный признак тот, что он сжигает. Покажите мне не жгучий огонь? Ну, – доказывайте же, спорьте!

Я спрашиваю: о чем люди – с самых пеленок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это? Древняя мечта о рае... Вспомните: в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там – блаженные с оперированной фантазией (только потому и блаженные) – ангелы, рабы Божьи... И вот, в тот момент, когда мы уже догнали эту мечту, когда мы схватили ее вот так (– Его рука сжалась: если бы в ней был камень – из камня брызнул бы сок), когда уже осталось только освежевать добычу и разделить ее на куски, – в этот самый момент вы – вы...

Бог, говорит он, обрёк Христа на казнь; Бог сжигает неверных на адском костре; Бог — палач. И всё же его славят как Бога любви, потому что «истинная, алгебраическая любовь к человечеству» — непременно жестока; люди — как дети, им нужно, чтобы кто-то цепью приковал их к счастью. «Вспомните: в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные с оперированной фантазией (только потому и блаженные) — ангелы, рабы Божьи…»

Главная мысль романа: счастье и свобода просто несовместимы.

Не думаю, что Замятин написал пасквиль именно на военный коммунизм, хотя многие в Р-13 видят Маяковского, в I -330 Ахматову в главном герое самого Замятина. Скорее те идеи которые родились в начале 20 го века и зародили Антиутопию. Дома-коммуны, кухни-фабрики, секс как стакан воды. Но тем не менее Замятин поднял очень интересные вопросы, которые получили дальнейшее развитие у других писателей, режиссеров и даже неофрейдистов. Как не вспомнить Эрика Фрома "Бегство от свободы", написанное в 1941 году. Эрик Фромм поднимает значение свободы для психики. Индивид получает удовлетворение от подчинения. В Германии множество людей отказались от свободы, точно так же как добивались ее. То же самое произошло и в Советской России. Существует инстинктивная тяга к подчинению. Этот феномен и порождает желание подчиниться тоталитарному вождю. Индивид нуждается в постоянной связи с окружающим миром. Человеку жизненно необходимо относить себя к какой-либо системе. Получив свободу человек утрачивает уверенность в себе, уверенность в завтрашнем дне. Когда уверенность утеряна у человека два пути:

1. Путь к "позитивной" свободе через любовь, труд, развитие талантов.

2. Отказ от индивидуальности. Но это путь в никуда.

В романе Замятина "МЫ" Благодетель победил. Д-503 лишили фантазии и он вновь стал как все. Он видит как пытают I -330, но его это не волнует, он ее не узнает. Но у Замятина нет симпатии и к повстанцам "Мефи". I -330 не вызывает симпатию. Наверное потому революция у Замятина провалилась. Сама история нам показывает, что революция во имя свободы приводит к бегству от нее. Это было во Франции, это было в Германии, это было в России.

Роман "МЫ" точно не пасквиль, но и не наше будущее, потому что человечество не сможет отказаться от индивидуализма, это скорее философский роман, который заставляет задуматься над нашим будущим.