Интересные места Липецкой области. Скалы среди полей, брод через реку и богатырские легенды...

Ведьмина роща, богатырская могила и альпинисты … все это вы встретите на Липецкой равнине. Нехарактерный рельеф посреди зеленых лугов и засеянных полей – само по себе диковинно. Небольшие и аккуратные уездные города и небесного цвета храмы в округе органично дополняют это «нетуристическое» направление и делают привлекательным для тех, кто стремиться уйти от суетливого мира.

Скромный, но живописный трек в 35 км с рюкзаком.

Вот такой маршрут составили мы, стараясь избегать нахоженных троп и асфальтированных дорог. Кружочком на карте помечен автомобильный мост, который преподнес нам в итоге сюрприз)

Ведьмина роща, богатырская могила и альпинисты … все это вы встретите на Липецкой равнине. Нехарактерный рельеф посреди зеленых лугов и засеянных полей – само по себе диковинно.-2

Итак, Полинку аккуратно поставили мы на выезде из села Волотово (на богатырской земле, как гласила табличка на обочине) и выдвинулись. Вначале маршрут идет по полю (оно было не засеяно), потом заходим в лес. Вокруг всё салатовое, свежая майская листва радует глаз, птицы поют.

После выхода из леса еще километр или два идем вдоль поля и выходим к Кураповским скалам, красиво обрамляющим русло реки Красивая Меча… Действительно красивая, вид завораживает, а шум воды успокаивает. По легенде, красивый меч, переправляясь через реку, потерял в ней хан Мамай. А еще эту местность называют Русской Швейцарией.

Налюбовавшись видом на реку со скал, мы направились долгим путём на другой берег, чтобы посмотреть на сами скалы. Путь держали вдоль реки по тропе, принципиально избегая деревню.

Ведьмина роща, богатырская могила и альпинисты … все это вы встретите на Липецкой равнине. Нехарактерный рельеф посреди зеленых лугов и засеянных полей – само по себе диковинно.-5

Недалеко от Троекуровского моста уперлись в непроходимые дебри, пожалели, что с собой нет вострого меча;) Здесь обошли кусочек растительности по дороге, прошли мост и снова, избегая людных мест, отправились по затененной и густо заросшей тропе вдоль реки. Местами было нелегко, приходилось переступать бурелом и пролазить под ним, цепляясь рюкзаком, а на штаны цепляя колючки.

Так прошла половина пути , из дебрей мы вышли на открытое пространство и дело пошло веселее!

К закату достигли Ведьминой рощи, разбили лагерь возле башни старой мельницы. Внизу шумят бурные потоки Красивой Мечи, вокруг чудные деревья и пение птиц, очаг греет тело, а ароматный чай с мелиссой и бергамотом – душу… Поистине ведьмино зелье в завершении тяжелого, но полного впечатлений дня.

Немного слов о Ведьминой роще, в которой стоит старая мельница. В самих деревьях ничего мистического не найдя, полезла в интернет и нашла что-то интересное:

Мельница в Древней Руси всегда ассоциировалась с нечистой силой, возможно это и послужило причиной такого названия рощицы. Есть и еще одна версия: во времена революции и экспроприации, мельник с семьёй были расстреляны в этой роще, и якобы по ночам местные жители не раз видели жену мельника, ходящую по берегу и по роще. Тем не менее, документальных подтверждений тому нет. Есть и еще один факт, добавляющий жути этому месту: в основание фундамента здания и плотины, которая была здесь раньше, были заложены могильные камни с захоронений богатых людей и священнослужителей, привезенных сюда со всей округи. В том числе и из Троекуровского монастыря. И возможно какой из этих камней был когда-то чьей-то надгробной плитой.

Душераздирающие легенды нам до фонаря, мы уже храпим вовсю после долгой дороги под рюкзаком… И снятся нам ведьмины шабаши в цветочных полях и русские витязи, переходящие реку вброд перед сражением…

День второй – пытаемся зациклить маршрут.

Утром рассмотрели Кураповские скалы с другого берега... Живописно!

Умылись речной водой, позавтракали и отправились назад. Красивая Меча во второй половине пути не имеет моста, а впадает в Дон, который нам предстояло перейти а ж в двух местах, сначала по железнодорожному мосту, а затем по автомобильному в селе Большое Попово. Таким образом, маршрут становился круговым, а мы возвращались в исходную точку к машине. Но, всё прошло не так гладко.

Сначала на нас напала стая собак в деревне, мимо которой пролегал путь. Благо, с собой была сирена на такой случай – блохастые убежали, поджав хвосты. А вот люди в этой местности открытые и заборы у них низенькие – сразу бросается в глаза контраст с Подмосковными нравами.

По пути любовались аккуратными домишками и небесно-голубого цвета храмом. Дальше наш путь пролегал через холм под названием «Волотова могила». Волотами на Руси называли исполинской силы мужчин, великанов по росту, богатырей. По легенде, в этом месте русский богатырь победил половецкого (или наоборот, в интернете информация разнится), где его похоронили. Образовался курган, а местное поселение так и назвали «Волотова Могила». В дальнейшем село переименовали в Волотово, но местные жители до сих пор передают легенду о защитнике земель русских из уст в уста.

Охладив ножки в Доне, перешли через ж/д мост. Затем прошли вдоль путей до села Б.Попово, заглянули в ещё один храм и пополнили запасы воды на колонке (местный магазинчик не работал).

Дальше нам оставалось всего 3-4 км до конечной точки, но, подойдя к обозначенному на карте мосту, обнаружили, что его НЕТ. А вместо моста – подобие переправы из хаотично наваленных булыжников, кусков арматуры, труб и бетона….. Боль, печаль, разочарование.

Ведьмина роща, богатырская могила и альпинисты … все это вы встретите на Липецкой равнине. Нехарактерный рельеф посреди зеленых лугов и засеянных полей – само по себе диковинно.-12

Идти обратно через Троекуровский мост – скука и уныние, идти до следующей «переправы» не известно сколько, не известно, есть ли она вообще, хоть местные рыбаки и говорили про нее, но неуверенно.

Поэтому мы решили идти напролом!

Прямо в ботинках мы стали идти через реку в тех местах, где были относительные отмели, но сила течения и тяжелый рюкзак давали о себе знать. Тем временем муж еще умудрялся снимать видео. Потом забрались на переправу в том месте, где хоть как-то можно было скакать с камня на камень, с другой стороны переправы была огромная воронка-омут. Стрёмно в общем, справа утонешь, слева хоть и не утонешь, а голову разобьешь. Но мы перебрались! Ведь за нас болело пол деревни и все рыбаки! (видео отдельно выложу)

Вылив воду из ботинок, "почапали" дальше. А, что, зато усталость – как рукой сняло! В такой ситуации открывается третье, четвертое и пятое дыхание!:)

Остаток дороги был нудным и уже голодным, а вот дальше – новые горизонты и новые впечатления!

Самый «вкусный» закат.

Вечер мы встретили в одном из красивейших мест заповедника «Галичья гора» - на Воргольских скалах. Переезд в 1,5 часа из Лебедянского района в Елецкий, и вот, мы уже на возвышенности, встречаем красивейший закат и вкусно ужинаем свежесваренным на газу спагетти с вялеными томатами и мидиями… ммм… не хватает только бокальчика белого полусухого.

Воргольские скалы обрамляют овраг, в котором извивается древняя река Воргол. Раньше на этом месте было несколько поселений, впоследствии объединенных в Воргольское княжество. Природу Воргола сравнивают с Альпами и Кавказом, сюда приезжают тренироваться альпинисты из всей Центральной России и ценители отдыха на природе вдали от цивилизации.

Облазить все скалы и пройти всеми тропками можно за 2-3 часа, при этом маршруты можно выбирать разного рода сложности - более крутые спуски и подъемы помогут натренироваться перед будущими сложными походами в настоящие горы. Впечатления от окружающих видов незабываемые:)

Видео с маршрута смотри по ссылке.

Как еще провести время в этих местах?

1. Посмотреть старую мельницу купца Талдыкина с Воргольских скал
  2. Переправиться вброд через Ольшанскую плотину (осторожно, может быть опасно)
  3.  Постоять на подвесном мосту, соединяющим Волотово и Черепянь
  4.  Посетить монумент ВОВ в с. Волотово
  5.  Пожить в Юрте на базе отдыха Аргамач-Пальна
  6.  Погулять по другой части заповедника «Галичья гора» рядом с селом Донское
  7.  Прикупить вкусных сыров в сыроварне «Терновая роща» рядом с Воргольскими скалами. Советуем сорта «Воргольский» и «Елецкий».
  8.  Заехать в Троекуровский женский монастырь и центральный храм Данкова
  9.  Погулять по Лебедяни и Ельцу.
  10.  Посетить музей под открытым небом «Куликовская битва»

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить рассказы о других интересных маршрутах ;)