Найти в Дзене

Отравления и отравители. 1.Отравления таллием. 1.1. СССР.

1.1. СССР: в братской семье не без урода. «Человек человеку друг, товарищ и брат» Третья Программа КПСС, 1961 г. Первый случай отравления солями таллия был описан в 1902 году, через 40 лет после открытия этого металла. В США в 147 томе Бостонского хирургического и медицинского журнала, вышедшего в ноябре 1902 года (Boston Med Surg J 1902;V.147, №22, P.589-591) доктор Уильям Н. Буллард (William N. Bullard) опубликовал статью «Случай отравления таллием», в которой подробно описывает клиническую картину отравления и патологические изменения, выявленные при вскрытии. Более того, доктор Буллард указывает, что отправной точкой для диагностики отравления послужили опубликованные в 1900 и 1901 годах результаты исследования острого и хронического токсического действия таллия в экспериментах на животных, проведенные другими исследователями – Бушке и Беттманом (Bushcke and Bettman). На протяжении последующих ста двадцати лет случаи отравления таллием, индивидуальные и групповые, случайные и крим
Оглавление

1.1. СССР: в братской семье не без урода.

«Человек человеку друг, товарищ и брат» Третья Программа КПСС, 1961 г.

Первый случай отравления солями таллия был описан в 1902 году, через 40 лет после открытия этого металла.

В США в 147 томе Бостонского хирургического и медицинского журнала, вышедшего в ноябре 1902 года (Boston Med Surg J 1902;V.147, №22, P.589-591) доктор Уильям Н. Буллард (William N. Bullard) опубликовал статью «Случай отравления таллием», в которой подробно описывает клиническую картину отравления и патологические изменения, выявленные при вскрытии. Более того, доктор Буллард указывает, что отправной точкой для диагностики отравления послужили опубликованные в 1900 и 1901 годах результаты исследования острого и хронического токсического действия таллия в экспериментах на животных, проведенные другими исследователями – Бушке и Беттманом (Bushcke and Bettman).

-2

На протяжении последующих ста двадцати лет случаи отравления таллием, индивидуальные и групповые, случайные и криминальные, неоднократно описывались в медицинской литературе и становились достоянием прессы.

Соли таллия до последнего времени использовали в криминальных целях. Причин этому несколько. Первая – доступность. Соединения таллия широко используются в промышленности и даже в быту, входя в состав некоторых средств для борьбы с насекомыми и грызунами. Вторая – отсутствие вкуса и запаха. Третья – относительно малые токсическая и смертельная дозы. Ну и четвертая – особенности симптоматики, на ранних стадиях маскирующие это отравления под те или иные заболевания, а иногда и на поздних стадиях. Многое тут зависит и от компетентности врача, столкнувшегося с отравлением. Если пациент с тяжелым отравлением оказывается в общесоматическом отделении, например, в терапевтическом, у него прогноз для жизни в 4-5 раз хуже, чем у пациента, оказавшегося в специализированном токсикологическом стационаре.

В СССР, стране победившего социализма и строящей коммунизм, в стране, где человек человеку друг, товарищ и брат, тоже не обходилось без злодейств.

Известны несколько случаев группового отравления таллием, в которых смертей можно было бы избежать, если бы врачи своевременно заподозрили отравление.

Москва

В 1977 году на одном из московских заводов железобетонных изделий прокатилась волна странных заболеваний с непонятной, иногда противоречивой, симптоматикой. Врачи порой терялись догадках, но, как положено, ставили диагнозы – гастроэнтерологические, неврологические, а иногда и обвиняли в симуляции. Наиболее тяжело протекало заболевание у начальника одного из отделов. Головокружение, боль в животе, слабость – больной не мог даже встать. Врачи проводили различные исследования, неоднократно изменяли диагноз и, соответственно, меняли лечение. Не помогало, и больной худел, слабел и в итоге скончался. Добавили диагноз «рак» и под него даже переписали медкарту.

Потом к врачам обратился молодой рабочий с жалобами на выпадение волос. Тут все просто: виноват гормональный фон и нервы. Рабочий продолжал нервничать и слабеть, буквально валился с ног. Во время очередного падения получил черепно-мозговую травму, с которой был доставлен в больницу, где скончался. Причина смерти сомнений не вызвала.

Болезнь распространилась и на членов семьи работников завода. В дружной, по мнению сослуживцев, семье Фарафоновых заболел и вскоре угас маленький сын. Симптоматика подходить под несколько различных заболеваний, но в целом ни одному из них не соответствовала. Мать ребенка страдала и сама заболела. Страдания были столь сильными, что женщина не выдержала и попыталась покончить с собой. На этом беды в семье не кончились – заболел муж, Дмитрий Фарафонов.

Молодые супруги Ольга и Дмитрий Фарафоновы.
Молодые супруги Ольга и Дмитрий Фарафоновы.

И тут в дело вмешался вдумчивый следователь. Он-то и заподозрил отравления таллием, и даже нашел источник, откуда мог поступить яд. В окружении семьи был химик, работавший на предприятии по производству инсектицидов, в которые входили и соли таллия. Тот признался, что продал таллий Дмитрию Фарафонову.

Фарафонов запираться не стал. Да, пытался наказать сослуживцев за различные причиненные ему обиды, но не рассчитал дозу, и начальник отдела скончался. Что касается жены, то ее он наказал. В отсутствие мужа к ней зашел сослуживец, тот самый погибший рабочий. Пил чай, играл с ребенком. За это жена должна была страдать. Сначала глядя на страдание и смерть ребенка, а потом и умереть сама.

Заметая следы и пытаясь изобразить такую же жертву отравления, Фарафонов и сам принял небольшую дозу яда, правда, затем добавил антидот.

Дмитрий Фарафонов. Фото из уголовного дела.
Дмитрий Фарафонов. Фото из уголовного дела.

Статья 102 действовавшего тогда УК РСФСР (Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) за убийство двух и более лиц предусматривала наказание вплоть до смертной казни. Именно эта мера наказания была судом назначена Дмитрию Фарафонову.

Минск

В 1982 г. в Минске в драмтеатре им. Я. Купалы рабочий сцены обиделся на коллегу, ненароком поставившего ему на ногу тяжелую декорацию и не принесшего надлежащих извинений за это. Наказанием должна была стать смерть. Валерий Нехаев (так звали обидевшегося рабочего сцены) с помощью брата Александра, недавно закончившим химический факультет, решил приготовить яд из веществ, купленных в магазине химреактивов. Приглянулись соли таллия, на основе которых в домашней лаборатории готовили яд.

Домашняя лаборатория братьев Нехаевых. Фото из уголовного дела.
Домашняя лаборатория братьев Нехаевых. Фото из уголовного дела.

Яд получился и его решили растворить в бутылке лимонада, а потом подкинуть бутылку в рабочий шкафчик обидчику. Тот лимонад пить не стал, а угостил им трех других рабочих сцены. Спустя несколько дней у всех троих стали выпадать волосы и начались страшные боли во всем теле. Участковые врачи обвинили рабочих сцены в симуляции. Только одному из них дали больничный лист на два дня, заподозрив хронический гастрит. Чтобы не быть уволенными за прогулы, они, превозмогая боль, ходили на работу. Один даже приезжал на работу на такси - самостоятельно ходить он не мог, - и ложился на кушетку в раздевалке. В конце рабочего дня ему помогали подняться и провожали до такси. К счастью все трое выжили. Спустя полгода Нехаев приготовленный яд растворил в бутылке шампанского и вновь в шкафчик обидчику, зная, что том подобную находку без внимания не оставит. Но бутылку подобрали два других рабочих сцены и тяжело заболели. Их с работы увезли на скорой помощи с жалобами на онемение конечностей и металлический привкус во рту. В машину пострадавших заносили на носилках, так как они падали при каждой попытке сделать шаг. Пациенты сообщили причину, которая, по их мнению, вызвала странное недомогание: накануне они распили бутылку шампанского. Оба пациента состояли на учете в психиатрическом диспансере. Поэтому их слова о том, что в шампанское подсыпан яд, были расценены врачом больницы скорой помощи как обострение болезни. Довольно скоро обоих выписали, порекомендовав обратиться к психиатру. А через неделю один из них скончался в больнице. Посмертно было диагностировано отравление таллием.

Спустя полгода скончались еще двое молодых мужчин после распития весьма приличного грузинского вина, две бутылки которого оказалось в сумке, случайно кем-то забытой на лестничной площадке, где проживал обидчик. В этом случае имело место отравление соляной кислотой. Минская милиция достаточно быстро вышла на отравителя. Улик было более чем достаточно. Дома целая химическая лаборатория. Да и Валерий Нехаев особенно не запирался.

Валерий Нехаев на следственном эксперименте показывает, как добавлял яд в напитки.
Валерий Нехаев на следственном эксперименте показывает, как добавлял яд в напитки.

По советским уголовным законам три смерти – смертная казнь. Закон был соблюден. Приговор привели в исполнение в Лукьяновском СИЗО Минска, где такие приговоры приводятся в исполнение до настоящего времени.

Лукьновский СИЗО г.Минска.
Лукьновский СИЗО г.Минска.

Брата, Александра Нехаева, осудили на 6 лет.

Киев

Пятью годами позже, в 1987 года из одной из школ Минского района (злая ирония судьбы), но города Киева, сразу 13 человек (3 ученика и 10 работников школы) были доставлены в больницу с подозрением на пищевое отравление.

Школа №16 Минского района г.Киева, где происходили отравления.
Школа №16 Минского района г.Киева, где происходили отравления.

Двое детей и двое взрослых скончались практически сразу, остальные 9 человек находились в реанимации. Но некоторое время спустя у пострадавших начали выпадать волосы. Еще выяснилось, что за две недели до этого от сердечного заболевания скончалась медсестра-диетолог, контролировавшая школьную столовую. Труп эксгумировали. При химическом исследовании в органах нашли таллий.

У всех работников столовой провели обыски. В итоге дома у посудомойки Иванютиной нашли жидкость Клеричи (раствор солей таллия, применяемый для разделения некоторых минералов в геологии).

Тамара Иванютина (не похожа на посудомойку).
Тамара Иванютина (не похожа на посудомойку).

Мотив убийств в школе, не поверите, борьба за пищевые отходы в школьной столовой. Благо, их там много. Дети не особо жаловали школьную пищу. А Иванютина, как и школьная медсестра держали свиней и не поделили баки. Иванютина отомстила двум обедавшим в столовой шестиклассникам за то, что они, мало того, что вытаскивали из баков для отходов лакомые кусочки для своих питомцев, так они еще и отказались расставлять столы и стулья в столовой.

В ходе следствия вскрылось, что незадолго до этого эпизода, скончались родители второго мужа отравительницы. Эксгумация показала, что причиной смерти послужило отравление таллием. Да и сам муж на этот момент тяжело болел и полностью облысел. От «облысения» умер и первый муж Иванютиной. Череда необычных смертей сопровождала семью отравительницы, ее родителей и сестру, на протяжении многих лет – сосед по коммунальной квартире, дальний родственник… И после каждой смерти материальное положение семьи улучшалось: комната в коммунальной квартире, солидные сбережения первого мужа шофера-дальнобойщика, дом родителей второго.

Осуждена была вся семья. Родители и сестра получили от 10 до 15 лет. А Тамара Иванютина стала последней женщиной в СССР, к которой была применена высшая мера наказания.

В большинстве случаев, о которых рассказано в статье, мотив – обида. Обидчивые люди жили в СССР. В постсоветской России люди стали более меркантильными, и мотивы отравителей стали чаще материальные, хотя обидчивые тоже не перевелись. Как не перевелся и таллий. О российских и зарубежных отравителях читайте в следующих публикациях подборки.

Подписывайтесь.