Маленький номенклатурный юбилей - сотрудники федеральных служб отмечают 85 лет со дня создания того что сейчас официально называется правительственная резиденция «Семеновское». Но больше это место известно как «Дальняя дача».
Эта дача была построена в 1939 году специально для Сталина. Многое было сделано по личным указаниям генералиссимуса. Например, грот с львиной головой в парке был построен по желанию Сталина из камня, который привезли с его родины — с Грузии, из Гори.
После Сталина дача попрежнему использовалась для отдыха и официальных мероприятий первыми лицами страны. Там отдыхали и поправляли здоровье Хрущев, Андропов, Горбачев, а позже и Ельцин. В 80-е годы возле дома построили десятиметровый бассейн с противотоком - специально для Андропова, чтобы он мог принимать водные процедуры, не уезжая с дачи.
А еще высшие руководители страны любили ездить ловить рыбу на эту бывшую дачу Сталина, которая еще раньше была поместьем московского генерал-губернатора.
Там было большое озеро, и несколько маленьких – с самой разнообразной рыбой, вплоть до угря. Водился окунь, щука, караси, карпы. В одном маленьком озере даже развели форель – но ловить там рыбу могли только члены Политбюро. Устоять перед таким разнообразием не мог никакой рыбак, и старожилы Семеновского вспоминали, как Хрущев проводил там встречу с интеллигенцией - член Президиума Николай Шверник потихоньку ушел с выступления Хрущева и устроился с удочкой на озере.
А зимой у номенклатуры пользовался популярностью и подледный лов. Высокопоставленных рыбаков пускали в зону водозабора Московского водоканала, где вода была самой чистой - и вот как описывал этих рыбаков Михаил Смиртюков, бывший управляющий делами совета министров:
«Сначала тишина стоит и только слышно, как лунки бурятся, Потом все громче, громче говорят. Значит, люди уже начинают выпивать. И к часу дня уже стоит сплошной мат. А ведь рыбачили не только мужчины. Встречал я там с жену зампреда Президиума Верховного Совета СССР Василия - удивительная женщина! Кругом мужики ругаются матом, а она в плаще сидит и молчит. Заядлая рыбачка была. Я часто оказывался еще рядом с министром культуры Фурцевой - она с мужем приезжала ловить очень часто. У них была печка такая, опилки там зажигались, они коптили тут же окуней и сразу ели».
С тех пор в стране поменялся государственный строй, изменилась вся жизнь. Но номенклатурные охотничьи и рыболовные хозяйства прошлого пережили все реформы и сохранили элитные развлечения и приемы в лучших традициях советской эпохи.
Традиции тщательно поддерживаются, и для любителей советской символики, в элитных хозяйствах, например, предлагают устраивать «ретроприемы». Возможно, такая опция заинтересует главу ВТБ Андрея Костина, который уже устраивал нечто подобное в Москве.
Говорят, что Костин - любитель советского ретро, что в лифте, который ведет к его кабинету в штаб-квартире ВТБ в Москве, можно было услышать красноармейские песни, а на столе у него заметили копилку с надписью Das Kapital (название фундаментального труда Карла Маркса). И вот в таком же примерно духе в Москве была как-то устроена вечеринка для гостей инвестиционного форума, на которую руководители ВТБ и гости пришли в костюмах в стиле 50-х годов.
Лозунги на стенах и речи выступавших тоже были стилизованы под ту эпоху - "инвесторы всех стран, объединяйтесь", “передовой отряд всемирного инвестиционного движения”. Костин пришел тогда на вечеринку в кителе как у Сталина - так его костюм оценили присутствующие.
А один из заместителей Костина напоминал своим костюмом Хрущева. Правда, в пресс-службе ВТБ тогда поспешили заявить, что они были одеты в "типичные костюмы" 50-х годов, но не изображали конкретных исторических персонажей.
Для лучшей организации подобных ретроприемов советую работникам Завидово и других элитных заповедников поизучать книгу итальянского журналиста Курцио Малапарте «Бал в Кремле» - он в 30-х годах работал в Москве и подробно описал приемы и балы советской элиты в эпоху сталинского ренессанса.
«Оркестр играет венские вальсы, в том числе из из австрийских фильмов о жизни русских эмигрантов в Париже. А среди танцующей публики особенно выделяются жены высших советских чиновников и маршалов».
Но подробнее об этом - в следующей публикации.