Проповедь иерея Александра Сергеева в день Великой Субботы!
В день Великой Субботы Православные Храмы собирают огромное количество людей. Однако, находясь даже в храме на богослужении, не все осознают значимость этого Великого Дня для нашего спасения. У всех предпраздничное приподнятое настроение в ожидании Пасхи. Все ожидают этой триумфальной небесной радости Светлого Христова Воскресения, оставляя в стороне то, что ей предшествовало.
Это можно сравнить с тем, когда, например, празднуют победу, забывая о том, какой ценой она была достигнута. В сражениях обыкновенно ценится не только факт сокрушения врага, но и придается значение тому, что было отобрано у противника. Так вот, в день Святой Пасхи мы празднуем победу Господа над смертью, а за день до этого мы празднуем сокрушение власти диавола и освобождение из ада душ людей, находившихся там и ожидающих с верой Христа Спасителя.
В этот день произошло освобождение пленных и разрушение смерти изнутри. Но все это происходило в глубинах ада, вдали от людей, живущих на земле. Их взору предстоял лишь гроб в пещере с мертвым телом Господа, умащенным миром и благовониями. Также, как и сейчас, мы с Вами видим лишь Святую Плащаницу, изображающую Пречистую Плоть Господа, Который упокоился по телу, чтобы соделать нас мертвыми на зло и ввести в Свой Вечный блаженный Покой.
Но вспомним, что человек представляет собой союз души и тела. Поэтому обратим внимание на душу Господа Иисуса, Которая после отделения от Его животворящего Тела не пошла в Рай, а направилась в глубины преисподней. Ибо Господь желал умертвить ад блистанием Своего Божества, желал, чтобы древний враг рода человеческого, позарившись на Его безгрешную душу, был пойман в ловушку. Желал возвестить всем томившимся в этой долине смерти весть о спасении и избавлении от власти ада и смерти.
И вот ангельские силы следуют перед Своим Владыкой и взывают: «Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе!» Последуем и мы за Ним во ад и уразумеем тайну спасения, начавшуюся с разрушения преисподней.
Как это происходило? Владыка Жизни шествует на Херувимах, сопровождаемый Небесными Воинствами и повелевает им сокрушить медные ворота ада. Тогда ангелы говорят: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!».
Демоны в страхе и ужасе спрашивают: Кто сей Царь славы? Ангелы же отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!». В трепете вновь спрашивают падшие ангелы: «Кто сей Царь славы?» И вновь получают ответ: «Господь сил, Он – царь славы» (Пс. 23).
Сатана и демоны трепещут, а пророки и ветхозаветные праведники ликуют, ожидая спасение вечное. И вот двери в ад сокрушены, сатана брошен под ноги Господу, который связал Его власть над родом человеческим.
Святой Иоанн Креститель, который сошел во ад перед Христом, как Его Предтеча предупреждает всех находящихся в аду, что пришел Тот, Веру в Которого Он возгревал у праведников, томившихся в темнице ада. Пророк Божий Давид ликует, видя исполненным Свое пророчество, изреченное им в псалтыри: «Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Пс. 106, 16).
Господь проповедует в аду благую весть о том, что Он пришёл спасти людей от грехов их (Мф. 1,21). И как на земле во время Его проповеди произошло разделение, и кто-то Его принял, а кто-то возненавидел, также и проповедь в аду выявила праведников, верующих в Него, и беззаконников, которые скрылись в глубинах преисподней, не желая иди к Свету. «Ибо свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21).
И вот Господь проходит Лоно Авраамово, с радостью встречаемый праведниками, и спускается все ниже и ниже. И что Он видит? На дне ада стоит изумленный Адам, ожидающий там Его пять с половиной тысяч лет исполнения обещания и пророчества Бога, согласно которому «Семя Жены сотрет голову змея» (Быт. 3,15).
И смотрит Господь на Того, Кто был создан по Его образу и удивляется коварству диавола, который так изуродовал Его автопортрет. Удивительная встреча! К созданному по образу Божьему пришел Сам Первообраз, чтобы восстановить Его и отреставрировать. Адам уже не убегает от Бога, как Он убегал от Него прежде в райском саду, но, напротив, желает вернуться к Отцу Небесному, ибо он теперь и есть та раненная овца, которую Господь возьмет на свои Плечи и отнесет к Отцу Небесному в потерянный Рай.
Господь протягивает к Нему руку и выводит его вместе с Евой из этого рва, в котором нет воды (Зах. 9,11). Господь обращается к Адаму, говоря: «в шестой день ты был создан Моими Руками из праха земного и в шестой же час этого шестого дня ты нарушил мою заповедь и отступил от Меня через Древо познания добра и зла. Поэтому в шестой день же и час, Я на древе креста пригвоздил твой дерзновенный грех и отдал Я тело за тело, жизнь за жизнь, душу за душу, кровь за кровь.
Ты – человек, стал рабом диавола, для спасения тебя, Я, Сын Божий, стал человеком, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп.2,7). Ты был изгнан из райского сада из-за плода дерева и осужден на изгнание, и Я был схвачен иудеями в Гефсиманском саду и был осужден на распятие на древе крестном. Твое лицо потеряло Небесное Сияние и омрачилось грехом, поэтому Я принял заплевания в Свое Лицо и удары по щекам, чтобы твой испорченный лик вернуть в первобытное достоинство образа Своего. На твою спину и плечи легло тяжелое бремя греховное, поэтому Мой позвоночник был весь изъявлен от бичеваний и на плечах Моих Я нес позорное оружие казни, чтобы снять с тебя иго греховное и надеть на тебя благое и легкое иго Моих заповедей (Мф.11,27).
Ты протянул свои руки к запретному плоду в Эдемском саду, а Я был связан наручниками в саду, дав пронзить Свои руки гвоздями и распростер их на кресте, чтобы принять тебя в Свои объятия.
Ты убегал своими ногами от Меня Раю, поэтому Мои ноги были пригвождены к древу крестному. Запретный плод смоковницы был сладок для тебя, но принес тебе в итоге смерть, поэтому и Я вкусил горький уксус, чтобы уврачевать сладость греха горечью желчи и оживить твою душу.
В правую руку мне дали трость и били ей по голове, чтобы Я подписал Своей Кровью тебе свободу от власти греха. Терновый венец Я носил как корону, чтобы избавить тебя от терний греха и вернуть тебе царское достоинство. Я был облачен в багряницу, чтобы вернуть тебе одежды света и избавить тебя от стыда наготы.
Твоя жена, созданная из твоего ребра, стала для тебя виновницей смерти, поэтому и Мое ребро было пронзено копьем и источило воду и кровь (Ин. 19,34), чтобы уврачевать рану рода человеческого, которая была нанесена через Еву, созданную из ребра.
Я полагаюсь во гроб, чтобы тебя вывести из гроба, позволяю обвить пеленами Мое Тело во гробе, чтобы тебя, умерщвленного грехом и связанного страстями, разрешить от уз греховных и выпустить на свободу.
Я уснул сном смерти, чтобы разбудить тебя от сна греховного. Не нужны тебе больше кожаные одежды, ибо Я облекся в кровавые ризы Своей плоти, чтобы вернуть Тебе Мою славу. Ты был лишен древа жизни и бессмертия, но вот Я, Который Есть Путь, Истина, Жизнь (Ин.14,6) и Источник Бессмертия, даю тебе в пищу Мою плоть и Кровь, чтобы оживотворить тебя и даровать бессмертие.
Сегодня Я вывожу тебя из плена греховного и ввожу в Рай, а вместе с тобой и всех, кто ожидал Меня с верой. Идите же за Мной, Я поведу Вас по тесному пути, ведущему в жизнь вечную (Мф. 7, 14), из смерти в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный Мой свет».
Так взывал Творец к Своему Творению, так Он взывает и к каждому их нас, желая избавить нас от ада, который мы сами создаем в своей жизни через свои злые дела и неверность Богу.
Диавол радовался, смотря на униженного, распятого и мертвого Христа, против Которого он строил козни в течении трех лет Его общественного служения, но Иисус явился живым в аду, в этом гнезде греха, и за три дня разрушил царство сатаны и похитил его добычу, души человеческие, которые дороже всего мира. И выведены были из ада Адам с Евой, ветхозаветные праведники и все те, кто ожидали с верой Христа Спасителя и поверили Его проповеди. Но это все произошло тайно и неведомо для людей, живущих на земле. Их взору, как уже говорилось, предстоял лишь новый каменный гроб и мертвое Тело Сына Божьего.
Но, о, безумие, взору многих современных людей не предстоит даже гробница с мертвым Иисусом. В этот священный день, в Великую Субботу, Сын Божий, Его крестная смерть и Его подвиг в аду забыт. Он мертв для многих: как для тех, кто Его распял, так и для современных людей, перед взором которых только куличи, яйца и сладости.
Дай Бог, чтобы наши души обновились покаянием и стали тверды в вере в Сына Божьего, чтобы сладчайший Иисус воскрес в наших каменных душах и осиял нас Светом Своего Божества.
Освящая куличи, яйца и пасхальные сладости, будем всегда помнить, что они лишь указывают нам на будущие райские наслаждения, ожидающие верных в Царствии Небесном. Источник же этого наслаждения – это Сам Бог Иисус Христос, Хлеб сшедший с Небес (Ин.6,51), чтобы насытить нас алчущих и жаждущих, ибо Он Наша Сладость, Наше наслаждение и блаженство, и Ему подобает слава, честь и поклонение, с Отцом, и Святым Духом, во веки веков. Аминь.