Найти в Дзене
Без кино всё не то

«Гражданская война» Алекса Гарленда: красота в простоте

Журналистов часто сравнивают со стервятниками: они летят на кровь и не брезгуют ничем ради сенсации. Многие даже говорят, что у журналистов нет ничего святого. Когда героиня Кирстен Данст, оказавшись в центре гражданского мятежа, достаёт фотоаппарат и начинает снимать раненых, о стервятниках вспоминаешь в последнюю очередь. Скорее думаешь о врачах или политиках: о том, чего им стоит отрешиться от собственных эмоций и выключить сострадание — во имя Великой Цели. Запечатлеть. Оставить в истории. Передать знание. Зафиксировать реальность. А потом вдруг понимаешь, что режиссёр не проронил об этом ни слова, и воронка мыслей запустилась благодаря выражению лица Кирстен Данст и нескольким ёмким кадрам. Что это, если не магия кино?.. Не побоюсь этих слов: «Гражданская война» Алекса Гарленда — один из лучших фильмов, что мне довелось посмотреть за последние пару лет. Здесь соединились как мои личные предпочтения (антиутопия, социальные процессы, клиповая манера съёмки, минимум диалогов), так

Журналистов часто сравнивают со стервятниками: они летят на кровь и не брезгуют ничем ради сенсации. Многие даже говорят, что у журналистов нет ничего святого.

Когда героиня Кирстен Данст, оказавшись в центре гражданского мятежа, достаёт фотоаппарат и начинает снимать раненых, о стервятниках вспоминаешь в последнюю очередь. Скорее думаешь о врачах или политиках: о том, чего им стоит отрешиться от собственных эмоций и выключить сострадание — во имя Великой Цели.

Запечатлеть. Оставить в истории. Передать знание. Зафиксировать реальность.

А потом вдруг понимаешь, что режиссёр не проронил об этом ни слова, и воронка мыслей запустилась благодаря выражению лица Кирстен Данст и нескольким ёмким кадрам. Что это, если не магия кино?..

Не побоюсь этих слов: «Гражданская война» Алекса Гарленда — один из лучших фильмов, что мне довелось посмотреть за последние пару лет. Здесь соединились как мои личные предпочтения (антиутопия, социальные процессы, клиповая манера съёмки, минимум диалогов), так и актуальность темы, и мастерство режиссёра.

О разделении в американском обществе говорят давно. Алекс Гарленд шагнул на пять минут в будущее и представил нам картину гражданской войны в современных реалиях. Однако, эта история совершенно не о политике и не о том, кто прав, а кто виноват в конфликте. Процентов на 30 эта история о том, что значит быть журналистом, в частности — военным фотографом. Или история о том, что скрывается за каменным лицом Кирстен Данст. Другие 70 процентов — это классическое роуд-муви, где герои то смотрят по сторонам, то внутрь себя, попутно завязывая друг с другом причудливые отношения.

-2

Самое прекрасное в картине — это её минимализм и простота. Умение режиссёра обходиться самыми базовыми средствами и при этом вызывать у зрителя бурю эмоций. Показывать, а не рассказывать.

Взять хотя бы сцену с Джесси Племонсом: актёр произносит от силы пять реплик, а ты следишь за каждым его движением, боясь пошевелиться. В голове мигает одна большая красная лампочка, а слова «расизм» и «автомат» сливаются в гудящую сирену. Меж тем, с экрана не звучит никаких монологов или дискуссий. Пара выстрелов оказывается красноречивей любых доводов, параллельно фиксируя переломный момент в развитии сюжета.

Отдельное спасибо хочется сказать режиссёру за персонажей, а точнее за динамику отношений между ними. В подобных фильмах всегда есть опасность увлечься «пейзажами за окном» (то есть экшеном и сменяющимися локациями), позабыв про водителей и пассажиров. Здесь, к счастью, приоритеты расставлены верно. И пусть многое было предсказуемо (не нужно долго гадать, кто из четвёрки пострадает первым), во многом эта предсказуемость была приятной и даже нужной.

Как бы иначе мы почувствовали щемящую тоску в сцене, где Джесси фотографирует Ли в зелёном платье?.. Ведь тогда уже становится ясно, кто из них не переживёт эту поездку.

И как прекрасно — пусть и на повторе — проиллюстрирована здесь преемственность поколений! Сначала Сэмми находит для себя последний верный смысл во всей этой поездке, а затем и Ли идёт по его стопам.

В каком-то плане режиссёр тоже принял эстафетную палочку — у не менее талантливого Альфонсо Куарона с его «Дитя человеческим». Такое же антиутопическое роуд-муви, такой же солёный и необъятный океан смыслов за предсказуемыми волнами сюжета.