Каковы в современном обществе "смертные грехи"? Философ Алексей Соловьёв о переоценке ценностей

Наказание грешников
Наказание грешников

Неэффективность

Первый и самый главный грех – неэффективность. Допустим, вы сознательно решили не превращать свою жизнь в непрерывный бизнес-проект. При этом в соцсетях вы сталкиваетесь с призывами стать более эффективным, овладеть навыками самоорганизации и более рационально использовать свой жизненный потенциал.
Вам почти буквально говорят: быть неэффективным – значит бездарно транжирить имеющиеся ресурсы, упускать шанс грамотно инвестировать в своё развитие. Как и средневековая гордыня, неэффективность мыслится не как субъективная особенность или тактический просчёт, но как отпадение от блага или даже источника всех благ. Отпадение, влекущее к другим порокам.
Те, кому не удаётся идти в ногу со временем, заботясь о прокачке полезных привычек, постоянном повышении квалификации, поддержании себя в хорошей физической форме и т.д., – это лузеры, имеющие веские основания для посыпания головы пеплом.
Неэффективная жизнь – залог выпадения из касты «нейрофизически активных граждан с высоким уровнем личной эффективности». И здесь коуч или финансовый консультант заменяют священника, принимающего исповедь неэффективного грешника со словами: «
Ты ещё не читаешь n-количество страниц нон-фикшн литературы ежедневно? Не осваиваешь каждый месяц новую полезную привычку? Не стоишь в планке n-минут по утрам и не освоил практику осознанного дыхания? Да что с тобой вообще такое?!»

Честность

Речь о необязательности или даже принципиальной незначимости Истины.
Если вы заботитесь об успехе, то очень скоро открываете модную ныне формулу — «истина не важна, важна подача». Искусная в слове дипломатия намного лучше ведёт к большинству целей, чем безыскусные фразы правдоруба. Стоит ли удивляться, что общим фоном культуры стали постправда и фейк-ньюс, подкрепляющие субъективные иллюзии и убеждения?
Любой инфопродукт, обещающий обучить востребованной профессии, привести к великим финансовым достижениям и гламурному раю гиперпотребления, закладывает формулу «цель оправдывает средства» в качестве аксиомы. Любая ложь становится во спасение. Кант со своим категорическим императивом и призывом видеть в каждом человеке цель, а не средство, оказывается простаком, которого можно и нужно развести на деньги. Любой может проснуться экспертом и назвать себя таковым просто потому, что имеет достаточно наглости (читай: уверенности в себе). Попытки сохранить внутреннюю честность перед собой и другими оказываются смертным грехом.

Сентиментальность

Это слово здесь надо понимать в самом широком, изначальном значении – как всё то, что имеет прямое отношение к чувствам и их значимости.
Чувства нерациональны и стремятся к определённой автономии (то есть существуют сами по себе, они по сути ничему не служат), а следовательно противоречат императиву эффективности. Более того, чувства сложны и плохо поддаются измерению, поэтому для них требуется нюансированный словарь. Однако на ярмарке тщеславия и в личных планах или селф-отчётах гораздо более удобны простые эмоции и реакции.
В итоге люди попросту теряют связь со своими же чувствами: у них депрессия вместо оттенков печали, алекситимия вместо богатого словаря чувств, выгорание вместо поиска новых смыслов. Любое проявление жизни превращается в экзальтированную захваченность яркими эмоциями, восторгами и состоянием непрерывного ажиотажа. Человеку предлагается быть в режиме адреналиновой или дофаминовой зависимости, при которой невозможно что-то проживать и осмыслять, а можно только двигаться на большой скорости в режиме эмоционального гипертонуса.
Современные люди если и «сентиментальны», то только в смысле «плаксивы» – их легко растрогать, если давить на привычные «кнопки». Так можно особым образом грустить под старый шансон или страдать вместе с новым рэпом, можно умиляться гламурной жизни инстаграм-селебрити или рыдать вместе под слезоточивую мелодраму, но всё это редко затрагивает глубокие чувства. И фактически является не более чем сублимацией хронического стресса.

Неподключённость

Сегодня человек, который вдруг оказался «не на связи», многим может показаться, мягко говоря, обнаглевшим. Всякий неподключённый как будто покушается на святое: он не просто выбирает неэффективность, но и настаивает на ценности такого выбора. Неподключённый безответственен, маргинален, не моден, зазнался, обуржуазился, превратился в эскаписта – в оберегающую себя неженку от цифровой интоксикации или мрачного отшельника, погружённого в свой шизоидный мир фантазии.
Множество технических средств и мобильных приложений превращают реальность в «умный дом», где рутинные действия делегированы гаджетам, отвечающим за ответственность, контроль и дисциплину, подстегивающим к тому, чтобы встать и размяться, измерить количество пройденных шагов, пульс, сон, калории и т.п. Цифровизация повседневных ритуалов задаёт ежедневную механику жителя большого города, который синхронизируется с общим контекстом жизни «нейрофизически активных граждан», наращивающих личную эффективность и озабоченных самодисциплиной.
Перефразируя Ницше, если ты долго всматриваешься в смартфон, смартфон начинает всматриваться в тебя. И увидит он там намного больше, чем ты думаешь.

Почитание

Религиозность и всякий пиетет в широком смысле слова, всё то, что не подразумевает никакой иронии и дистанции – тоже постепенно оказались недопустимым, постыдным и вытесняемым. Настоящее почитание не предполагает гибкости, воспеваемой современным обществом. Сегодняшнее «почитание» звёзд, блогеров, брендов, идейных платформ (в которых по сути нет идей, лишь предписания) – это на самом деле пользование, доведённое до автоматизма. Такая эпоха вместо религиозности и неуступчивой верности знает только суррогаты духовного опыта. Причём к таковым относятся внешне несхожие феномены: проповеди успеха, фанатичная вера в самореализацию и креативность, эзотерическая духовность на уровне магии, астрологии, нумерологии и поп-буддизма, и параллельно сектантство и религиозный фундаментализм.
Современный субъект предпочитает считать обманутыми дураками всех, кто слишком много ставит на один объект или идею, сам, впрочем, оказываясь никем, нигде, без опоры и надежды.

Самокритичность

Спокойная самокритика без спасительных иллюзий или впадения в самобичевание не просто никому не нужна, а воспринимается буквально как предательство себя. Самокритичный человек выглядит как тот, кто копается в себе и застревает в каких-то депрессивных состояниях вместо того, чтобы действовать. Культ нарциссического самолюбования и превращение своей аудитории в «нарциссическое расширение» заставляет человека наращивать «личный бренд», то есть по сути образ «идеального Я». Бесконечная забота о построении идеального человека требует быть на позитиве и всячески подчеркивать свои реальные и мнимые достоинства ради уверения других в своей уникальной привлекательности.

Несчастье

Нынешний капитализм превратился в глобальную индустрию счастья. Счастье сегодня – это даже не религия, а ценностно-смысловой фон, позволяющий создать видимость единства самых разных идей и верований. Сообщите, что стоицизм, учение Мани, квадрат Пифагора или дыхание маткой – это про счастье, и к вам больше не будет особых вопросов, особенно если вы на этом зарабатываете. И, напротив, скажите кому-нибудь, что, например, в буддизме нет никакого счастья и блаженства для субъекта, а только пустота нирваны – и, скорее всего, вы услышите, что это никому не нужно.
Быть несчастным – значит, радикальным образом подрывать устои. Несчастье постыдно, т.к. связано с выбором неэффективных стратегий. Его место заменило то, что можно с выгодой использовать, - ущемление, оскорбление, травмированность. Всё, что происходит в жизни человека, все его желания и мечты, цели должны вести к достижению состояния «будь счастлив, будь позитивным». Унывать и расклеиваться можно в кабинете у психотерапевта, но лишь для того, чтобы в итоге прийти в норму и двинуться в сторону счастливой жизни. Обиды и травмы либо предъявляются другим, либо оправдывают перед другими, в то время как несчастье – это всегда вопрос личной судьбы.

Полный текст статьи: https://insolarance.com/modern-deadly-sins/