Найти в Дзене
Specnazopedia

«Тяжелый» спецназ в спецназе

Начнем с предыстории. Во времена выполнения боевых задач в Афганистане отдельные отряды 15-й и 22-й бригад спецназа ГРУ имели в своем распоряжение приданые подразделения артиллерии и армейской авиации. Это позволяло сокращать цепочку согласований и оперативно оказывать поддержку разведгруппам и разведотрядам, которые уходили на работу. После развала Союза, и с началом боевых действий в Чечне вновь встал вопрос о «тяжелой» поддержке отрядов СпН, которые работали бы исключительно в интересах этих отрядов. Начиная с мая-июня 1995 года в Чечне действовали лишь два отряда от 67-й и 22-й ОБрСпН, которые находились там вплоть до вывода ОГВ осенью 1996-го года. Те полтора года оба отряда располагали условно своими БТР-80 и БМП-2, которые работали лишь в интересах этих отрядов.
С окончанием первой кампании, многие опытные офицеры понимали, что вернуться на Северный Кавказ еще придется в обозримом будущем, поэтому начали готовиться. Так случилось и в 22-й ОБрСпН, которая среди бригад всегда б

Начнем с предыстории. Во времена выполнения боевых задач в Афганистане отдельные отряды 15-й и 22-й бригад спецназа ГРУ имели в своем распоряжение приданые подразделения артиллерии и армейской авиации. Это позволяло сокращать цепочку согласований и оперативно оказывать поддержку разведгруппам и разведотрядам, которые уходили на работу.

После развала Союза, и с началом боевых действий в Чечне вновь встал вопрос о «тяжелой» поддержке отрядов СпН, которые работали бы исключительно в интересах этих отрядов. Начиная с мая-июня 1995 года в Чечне действовали лишь два отряда от 67-й и 22-й ОБрСпН, которые находились там вплоть до вывода ОГВ осенью 1996-го года. Те полтора года оба отряда располагали условно своими БТР-80 и БМП-2, которые работали лишь в интересах этих отрядов.

С окончанием первой кампании, многие опытные офицеры понимали, что вернуться на Северный Кавказ еще придется в обозримом будущем, поэтому начали готовиться. Так случилось и в 22-й ОБрСпН, которая среди бригад всегда была впереди планеты всей в плане экспериментов и апробации новых способов выполнения боевых задач. В 1998 году с подачи некоторых офицеров, в том числе Героя России подполковника Владимира Недобежкина, Олега Мартьянова и Рудцкого началось формирование ООП - отряда огневой поддержки. Об этом мы уже писали подробно несколько раз.

И вот, февраль 2022 года. В авангарде наступающих сил идут восемь ОБрСпН и один полк армейского спецназа. На вооружение лишь бронеавтомобили типа «Тигр-М СпН», «Рысь» и камазовские «Тайфуны». Из тяжелого вооружения лишь АГС-17 и 12,7-мм пулеметы Корд. Плюсом ПТРК, в том числе дефицитные «Корнеты», установки от которых передаются как знамя от роты к роте. Группам и отрядам бригад приходится действовать чаще всего в порядках наступающих сил, в том числе на штурмах сел и городов. Тяжелую техники для поддержки разведчиков приходится выпрашивать у пехоты, тоже самое касается и артиллерии. Все это несколько усложняет жизнь, ввиду и без того слабой организации между подразделениями, а также поведению некоторых начальников, которые легко могут разменять приданный спецназ. Просто потому что он приданный. При этом немало примеров, когда налаживание связей непосредственно на месте между командирами подразделений СпН и мотострелков приводило к качественному рывку в выполнение боевых задач. Но, сегодня они вместе, а завтра уже на разных участках, и взаимодействие надо налаживать по новой. По той же схеме было и с минометами, которые приходилось рожать обходными путями, и обучаться самостоятельно работе с 82-мм и 120-мм минометами в ускоренном режиме.

И тут на сцену СВО выходит ветеран спецназа ГРУ, легендарная личность для тех кто с ним служил - подполковник Андрей Борисович Панферов, участник боев в Афганистане и Чечне, человек с колоссальным опытом. С его подачи в составе 24-й гв. ОБрСпН формируется отряд «Вега», первый «тяжелый» отряд в составе бригад. На вооружение в том числе БМП-3, которые своим огнем могут поддерживать действия групп на переднем крае. Само собой, когда у тебя «под жопой» своя техника, это значительно упрощает жизнь. Это позволяет в первую очередь более качественно проводить боевое слаживание, а также быть уверенным в том, что своя то техника точно прибудет, нежели техника которую надо еще выпросить у мотострелкового подразделения.

Опыт полученный армейским спецназом на СВО приводит к тому, что возможно скоро во многих, или по всех ОБрСпН мы увидим «тяжелые» отряды по принципу «Веги» Панферова, которые в своем штате будут иметь бронетехнику, минометы и иное вооружение, которое будет действовать исключительно в интересах разведывательных групп отрядов, которые уходят на работу. Можно было бы конечно и эксперимента ради включить в состав какой-нибудь бригады и артиллерийское подразделение. Было бы интересно глянуть на сколько вырастет качество огневого поражения целей, которые массово выявляются группами на задачах.