Найти в Дзене
Пушкин в Африке

Царский Рэмбо

У каждой страны есть герои, но далеко не все могут похвастаться по-настоящему легендарными персонажами. Сегодня мы расскажем о незаслуженно забытом в нашей стране человеке, который, на наш взгляд, может и должен олицетворять связь России и ЮАР. Речь пойдёт о подполковнике Евгении Яковлевиче Максимове (1849—1904) - настоящем солдате своей Отчизны, опытном полевом командире, одарённом стратеге, полководце, путешественнике, чьё храброе сердце билось в такт с сердцами миллионов русских людей, не желавших мириться с бесчинствами английских колонизаторов в Африке.

Е. Я. Максимов в русском мундире подполковника
Е. Я. Максимов в русском мундире подполковника

Детство и юность Евгения Яковлевича прошли достаточно заурядно, по крайней мере для российского дворянина. Родился в Царском Селе, учился в техинституте и на юрфаке, поступил на службу в Кирасирский полк, затем побывал на службе у гусар и даже попробовал себя в деле жандарма, но и там не срослось. Судьба направила его на поприще военного корреспондента, где врождённый писательский дар органично сочетался с боевым задором. Более всего нашего героя вдохновляли две вещи - борьба народов за освобождение и путешествия, что в совокупности с дворянским происхождением позволило ему стать настоящей легендой. Наш соотечественник принял участие в целом ряде конфликтов XIX века, куда простирались интересы Российской Империи - Боснии и Сербии против турок, Туркестанском походе генерала Скобелева. Именно там он набрался боевого опыта, освоил основы действий подразделений новой регулярной армии России, которая как раз в годы правления императора Александра II пополнилась рядом нововведений - от нарезных стволов до призывного принципа комплектования. Поскольку в Средней Азии Максимов воевал в качестве командира летучего отряда, что можно перевести на современный язык как "офицер разведывательного подразделения", он всегда находился на острие атаки, умел грамотно ориентироваться на местности и пользоваться её особенностями, выбираться из самых незаурядных передряг. В общем, он был человеком находчивым. Впитав опыт крупнейших конфликтов второй четверти XIX века, причём проходивших в разных природно-климатических условиях и воспитав в себе осознанный патриотизм, Евгений Яковлевич отправился в Африку - сначала как путешественник, а затем - как воин-интернационалист.

В. Верещагин "Нападают врасплох" - картина из "Туркестанской серии" художника
В. Верещагин "Нападают врасплох" - картина из "Туркестанской серии" художника

К слову о путешествиях, Максимов, человек разносторонний, стремился как можно лучше изучить быт разных народов и убедиться в губительности колониализма, что ещё более усиливало его веру в правильность выбранной жизненной позиции. Максимов успел побывать в Афганистане, Персии и, конечно же, Абиссинии, где на тот момент уже активно трудился наш казачий есаул Н.С. Леонтьев, о котором мы уже ранее писали. История не сохранила упоминаний о встрече этих двух легендарных личностей, но нет никаких сомнений, что они знали о существовании друг друга.

Николай Степанович Леонтьев в Абиссинии
Николай Степанович Леонтьев в Абиссинии

Однако наибольшую известность, конечно, ему придали его южноафриканские приключения. Во-первых, попасть в Южную Африку в тот период просто так было нельзя. Когда в 1899 году разразилась Вторая англо-бурская война, Максимов стал искать способы попасть в эти отдалённые земли, путь к которым практически полностью лежал через британские владения. Получив одобрение высшего руководства страны, он не смог попасть на территорию конфликта как официальный корреспондент, каковым он был по профессии, поскольку этому решительно воспрепятствовала британская сторона. Конечно, ведь англичане хорошо понимали настроения, господствовавшие тогда в России - для них было очевидно, что русские могут направить в зону боевых действий добровольцев, которые будут оказывать хорошо организованное сопротивление. Несмотря на все попытки помешать Максимову добраться до пункта назначения, он всё-таки сумел это сделать в обход британских сухопутных территорий, и через Мозамбик прибыл в Преторию - столицу Трансвааля как частное лицо.

Претория - столица Трансвааля в 1900-м году
Претория - столица Трансвааля в 1900-м году

Во-вторых, стоит понимать, что человек, оказавшийся за три девять земель от дома, да ещё и без государственных регалий, не мог претендовать на какие-либо привилегии от местного населения и политического руководства, даже если имел намерения оказать помощь и поддержку. В данном случае Максимова выручили опыт и находчивость. Наш офицер сумел впечатлить буров - патриархальный и весьма закрытый народ - своими навыками снайперской стрельбы. Он сумел поразить одним винтовочным выстрелом антилопу из движущегося состава с дистанции в 800 метров! Буры, впечатленные навыками иностранца, быстро прониклись его широкой душой и признали его полководческий талант.

Грозный Евгений Яковлевич со львом
Грозный Евгений Яковлевич со львом

В-третьих, Максимов не мог просто так взять и начать участвовать в боевых действиях. Будучи боевым офицером, да ещё и военным корреспондентом с богатым боевым опытом, он мог дать армии буров намного больше, чем две руки, держащие винтовку. С самого начала своего пребывания в бурских республиках, он немедленно приступил к выяснению обстановки, морально-психологического состояния войск и, конечно же, налаживанию связей с местным политическим руководством. Благо в условиях тогдашнего устройства Оранжевой республики и Трансвааля это было не слишком сложно - дистанция между властью и населением там была не слишком большой, да и военная помощь против англичан им остро требовалась. Очевидцы вспоминают, что любой человек, проходивший мимо резиденции президента и застав его на крыльце, мог спокойно поговорить с ним о насущных вопросах, так что Максимов явно пользовался таким положением дел, что позволило ему очень быстро собрать и укомплектовать Европейский Легион, добрую половину которого (250 из 400 с небольшим человек) составляли русские добровольцы.

Пауль Крюгер - президент Трансвааля того времени
Пауль Крюгер - президент Трансвааля того времени

Данное подразделение вместе со своим командиром прекрасно показало себя в первом же бою - сражении за гору Туба. Помимо крохотных потерь по сравнению с неприятелем (примерно 1 к 40), подразделение смогло выполнить все поставленные перед ним задачи точно в срок. Сам Максимов был храбрым воином, делившим все тяготы и лишения в одном строю со своими бойцами, отчего в той битве получил тяжёлые ранения - в плечо, лопатку и в голову, но несмотря на них продолжил командовать легионом, а после сражения успешно перегруппировался, добравшись до штаба бурской армии верхом на лошади. Конечно, это стоило ему громадных усилий и после совершённого подвига он вывалился из седла без сил. Что, если не железная воля, богатый жизненный и боевой опыт, а также закалённый характер Евгения Яковлевича позволяло ему столь успешно действовать и побеждать во всех, даже столь опасных сражениях? К слову о боевом опыте, именно благодаря успешной разведывательной подготовке Европейский Легион сумел взять гору Туба с минимальными потерями. Здесь и проявились боевые качества русского офицера - не только выполнил задачу, но и показал образец действия в условиях неравной борьбы с численно превосходящим противником. Куда там вымышленному американскому Рэмбо до таких навыков?

Иллюстрация к битве на горе Туба с русскими добровольцами на переднем плане
Иллюстрация к битве на горе Туба с русскими добровольцами на переднем плане

За выдающиеся успехи в борьбе с английскими захватчиками на общем собрании старшего офицерского состава армии буров Максимов был удостоен великой чести - он был произведён в звание фехт-генерала, чем не могли похвастаться другие иностранцы, воевавшие на стороне буров. Несмотря на то что Максимов не смог обеспечить победу буров - военная и экономическая машина Великобритании всё-таки сломила две непокорные республики спустя три года кровопролитной и беспощадной по отношению к бурскому населению войны (да-да, именно там англичане впервые поместили мирное население в концентрационные лагеря, на которые в дальнейшем, уже в годы Второй мировой войны равнялись нацисты) - он оставил свой след в истории очень далёкого для России и народа и запомнился не просто как воин, а как по-настоящему легендарная личность, отличившаяся сразу во многих сферах и сумевшая превратить партизанскую армию буров в хорошо организованную и боеспособную единицу. Самого Максимова в среде бурских женщин величали не иначе как "самого храброго человека в Трансваале", а генерал Луи Бота говорил, что хотя он и сам не трус, но никого подобного русскому офицеру он «не только не видел, но и не воображал».

-8

Е. Я. Максимов с бурским генералом П. Кольбе
Е. Я. Максимов с бурским генералом П. Кольбе

Спустя три года после возвращения на Родину в 1901 году Максимов погиб в Мукденской мясорубке в ходе русско-японской войны, тем самым поставив жирную точку в собственной ярчайшей биографии. Отмеченный множеством шрамов от битв прошлого, выдающийся разведчик, возможно, один из лучших своего времени, этот воин прославил русский мундир на весь мир. Им двигало не желание наживы и не жажда крови, а чувство долга и глубокое убеждение в том, что его миссия - это помогать слабым везде, где бы на них не обрушилась военная машина могущественных колониальных империй. Евгений Яковлевич Максимов - это настоящий русский офицер, не просто защитник интересов России, а проводник её исторической, справедливой миссии в мире.