Найти в Дзене

Какие книги стоило включить в школьную программу?

Оглавление

В прошлой статье я затрагивала скользкую тему лишних произведений в школьной программе. Сегодня опять субъективно выскажусь насчет полезных книг, которых было бы интересно читать и анализировать школьникам, а главное, читать полностью, а не на сайтах с кратким изложениям. По моему мнению, эти книги могли бы освятить много важных тем: школьный буллинг, познание себя и поиск смысла жизни, толерантность по отношению к необычным людям, раннее взросление, проблемы с родителями, одиночество и многие другие. Речь в статье пойдет лишь о российских произведениях, так как обязательная школьная программа состоит в основном из них.

Евгений Замятин «Мы»

Неоднозначное произведение-антиутопия, которое можно включить в программу 11 класса (возрастное ограничение +16). Произведение имеет много схожестей с "365 по Фаренгейту" и "Горем от ума" хотя бы той же идеей ценности индивидуального мышления и порицания обществом и государством мыслей, отличных от большинства. "Мы" Замятина разнообразит школьную программу и познакомит с таким жанром, как "антиутопия". Согласитесь, очень интересно читать в школе то, что обычно привык читать дома (например, из подростковых антиутопий -Дивергент, Голодные игры, Рассказ служанки)

Валентина Осеева «Динка»

Без субъективности, "Динка" - настоящая находка для изучения в школе. Здесь имеется и исторический контекст (1900-ые годы - время революционных бунтов), и темы дружбы, и желания быть принятыми родителями и окружающими, и ответственности за чью-то судьбу. Слог очень простой, а повествование легкое, хоть и встречаются тяжелые моменты.

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

Стругацкие подходят далеко не всем читателям, да и посыл "Трудно быть богом" не уловишь сразу. Но сколько же тут простора для размышлений! Тема еще не объезженная в школьной программе (разве того, немного схожесть есть с фатализмом и неизбежностью событий в "Герое нашего времени"): сможет ли человек сохранить свои принципы и мораль в жестоком средневековом обществе, где всё решает размер кошелька, статус и нож за пазухой? В первое время герой, попаданец из будущего, верит в идеалы изменения мира, но как жестоко рушатся его мечты..

Владимир Железников «Чучело»

Прекрасный пример для школьников про последствия буллинга и переживаний ребенка, подвергшегося издевательствам и насмешкам. В какой школе или даже в классе был свой изгой, (в своем была я) который всегда по Какам-то причинам сидел один за партой, не присоединялся к компаниям, а то и более, был объектом буллинга. Можно сто раз говорить, что обижать других детей - плохо, но лучше все самому прочитать и посмотреть на ситуацию глазами жертвы. Пожалуй, их всего списка, эту повесть я хочу больше всего увидеть в школьной программе.

Произведения Альберта Лиханова

Альберт Лиханов - ребенок войны. Большинство произведений из программы в школе это непосредственно рассказы о подвигах людей на войне. Но на уроках литературы можно было изучать и другую сторону медали: тыл и его проблемы:нехватку продовольствия, болезни и голод. Повествование ведется от лица обычных мальчишек, которым не повезло жить в это непростое время. Также много повестей Лиханова посвящены и послевоенным годам, когда страна восстанавливается от войны, вдовы заводят новые семьи, дети оплакивают умерших отцов.. Герои Лиханова - мальчишки смелые, искренние, стремящиеся помочь своим матерям и бабушкам, очень похожие на современных детей тем, что и во время войны дружат, дерутся, учатся.

Юрий Коротков «Абориген»

На страницах повести показывается судьба брошенного и несчастного ребенка, который находит отдушину в рыбалке. В классических произведениях очень мало времени уделяется эмоциям и чувствам детей, в то время как именно этих самых детей заставляют читать Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Нужно восстановить справедливость и дать возможность школьникам читать о жизни их сверстников.

Александр Беляев «Человек-амфибия»

В школе проходят не так уж и много фантастических произведений. На ум приходят "Собачье сердце", "Одиссей" и "Божественная комедия". "Человек-амфибия" ничуть ни хуже этих повестей, не понимаю, почему его до сих пор не проходят в школе.

Борис Васильев «Завтра была война»

В большинстве военных произведений главными героями являются мальчики или мужчины. Однако в этом произведении по большей части главенствуют девчонки. Не обошлось без любовных переживаний, дружбы и предательств, а также проблемы биллинга всего коллектива и обвинения подростка в проступках отца. Сразу скажу, что повесть тяжелая и хорошего конца не стоит ожидать, но и русская классика сама по себе максимально депрессивная штука.

Екатерина Мурашова «Класс коррекции»

У некоторых из нас были в школе коррекционные классы, куда нас грозились отправить за неуспеваемость и плохое поведение. Более того, учеников таких классов считали умственно-отсталыми или хулиганами, стоящими на внутришкольном учёте. Пора развеять эти мифы и дать прочитать школьникам о таких же школьниках, учащихся с ними в одном здании с клеймом "самые слабые и глупые".

Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»

У Крапивина много замечательных повестей, но квинтэссенцией всего его творчества является "Мальчик со шпагой". Герой произведения ставится перед моральными выборами, на которые сложно ответить однозначно. Это и может быть отличным поводом для дискуссии на уроке литературы. Ведь для того и нужна школьная программа: научить маленького человека размышлять и излагать мысли.

Дмитрий Сиротин "Шла по небу лошадь"

Эта книга - сборник из 7 рассказов про подростков одиночество. Достаточно болезненная и актуальная тема для многих подростков. Думаю, детям старшего школьного возраста будет полезно и нужно изучать это в школе. Несомненно, Тихий Дон или Ревизор с литературной точки зрения тоже представляют ценность, но подростку они не помогут решить проблемы и разобраться со своими чувствами.

Лидия Чарская «Записки сиротки» и «записки маленькой гимназистки»

Книги о жизни девочек в пансионате и гимназии со строгими порядками. После них школьники полюбят свою МБОУ СОШ, где можно одеваться свободно, бегать на переменах и списывать домашку. А также (куда не без этого) произведения царской учат "бумерангу доброты", уважению и состраданию к окружающим и дружбе.

Анастасия Строкина «Кит плывёт на север»

Добрая сказка про маленького зверька, который ищет свой путь в жизни и бороздит море на спине у кита. Попутно рассказывается о птицах, животных и морских обитателях Командорских островов и Беринга. Зверек вступает в качестве ребенка - любознательного, привязчивого и ведомого, а кит - как родитель: мудрый, поддерживающий, спокойной. Сказка очень терапевтическая и познавательная, уверена, её было бы интересно проходить в 2-3 классе.

Мария Ботоева "Мороженое в вафельных стаканчиках"

Сборник из 3 историй о жизни подростков. Герои Бортниковой о принятии себя, любви к семье, взаимопонимании и прощении. Детям 5-7 классов всегда интересно читать о своих сверстниках, и эта книга не исключение. А разбивка на повести поможет не заскучать от длины текста и пройти произведение быстро.

Михаил Самарский "Радуга для друга"

Крайне толерантное и доброе произведение о лабрадоре-поводыре и его "подопечных" слепых людях. Произведение учит быть внимательными к окружающим и тому, что люди с инвалидностью могут жить полноценной жизнью. А также, что чудо всегда может случиться, если в него верить. Книга очень интересная, автор периодически вставляет в повествование интересные факты о собаках, поводырях и жизни слепых людей.

Делитесь своим мнением, пишите отзывы. А мы в следующей статье продолжим рассуждать о русской классике!