Найти тему
Компас экономики

Аниме: удивительное искусство или глупые мультики?

В настоящее время трудно найти человека, который не знает про такое направление мультипликации, как аниме. Для многих уже не секрет, что аниме является огромным культурным пластом и пользуется у публики большой популярностью, особенно среди молодежи. В данной статье я хочу рассказать, что такое аниме, и попытаюсь переосмыслить представление о данном направлении мультипликации.
У многих сложилось ошибочное мнение о том, что аниме это всего лишь глупые мультики. Аниме, изначально считавшееся исключительно японским явлением, благодаря таланту японских режиссёров, вышло за пределы своей страны и стало популярным по всему миру. Рост его популярности показывают данные консалтинговой компании Parrot Analytics: глобальный спрос на аниме-контент в 2021-2022 годах вырос на 118%, что сделало его одним из самых быстрорастущих жанров за время пандемии. В 2022 году, по оценкам, рынок достиг рекордных $20,6 млрд.
В 2020 году индустрия аниме выдала свой самый успешный в прокате проект — «Истребитель демонов: Поезд "Бесконечный"», ставший крупнейшим релизом года в мире и собравший $507,1 млн. О популярности аниме в России говорят массовые мероприятия, такие как Всероссийский фестиваль японской анимации (VRNFEST), который ежегодно проводится в Воронеже, начиная с 2000 года, и собирает тысячи любителей данного жанра.
Аниме имеет свои характерные черты и стилистику. В большинстве случаев в его основе лежит манга (японский комикс), ранобэ (лайт-новелла) или компьютерная игра. Но в аниме, как и в любом другом виде кинематографа, большое разнообразие жанров. Аниме отличаются по своему сюжету, стилистике, главной идеей, которую хочет донести автор.
Есть аниме, признанные во всем мире как шедевры кинематографического искусства. Например, аниме-фильмы сценариста Сатоши Кона, которые повлияли на главные голливудские блокбастеры или работы известного на весь мир режиссера Хаяо Миядзаки. Именно из аниме Сатоши Кона «Идеальная грусть» (Perfect Blue) Даррен Аронофски полностью скопировал сцену в своём фильме — «Реквием по мечте».

-2

Аниме-фильм "Унесенные призраками" режиссера Хаяо Миядзаки выиграл премию «Оскар» в номинации «лучший анимационный полнометражный фильм», а также приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 2002 году. Работы этого японского аниматора имели колоссальный успех не только у него на родине, но и в других странах по всему миру. Творения Хаяо Миядзаки признаны вершиной аниме-искусства.

-3

Важно понимать, что есть два типа аниме, кино, игр и любых других творческих произведений: «качественное» и «для своей аудитории», т.е. для массового потребления, так скажем. Конечно, я не отрицаю то, что среди аниме есть разного рода шлак, но то же самое можно сказать про любое другое искусство. Утверждать, что всё аниме глупое, равнозначно тому, чтобы заявлять, что все фильмы плохие или вся литература плохая.
Можно с уверенностью сказать, что аниме - это искусство. Есть произведения аниме, поднимающие важные вопросы, посредством которых автор пытается привлечь внимание к какой-либо проблеме. Они действительно побуждают к раздумьям. Я посоветовал бы многим ознакомиться с аниме, признанными уже как хорошая классика, прежде чем критиковать такое разнообразное направление киноиндустрии.
Арсен Азема