Весной 2024 года на российские экраны сенсационно вернулся музыкальный проект, который чуть более 20 лет назад наделал много шума и совершил тогда настоящий прорыв в российской поп-музыке. Речь о "Фабрике звезд", которую семь сезонов на Первом канале провела Яна Чурикова. ТНТ решил вернуться к старому формату под названием "Новая Фабрика звезд". За выпуск продукта отвечает компания "Вайт Медиа", на счету которой сегодня море успешных проектов (например "Маска" на НТВ). Примечательно, что для "Вайт Медиа" это не первая попытка возродить "Фабрику". Вроде в году 2017 подобное возвращение проекта реализовали на канале МУЗ ТВ. Тогда проект показал не самые впечатляющие рейтинги и прекратился. Новое возвращение не получило цифру "2", как было с классическими Фабриками.
Вообще, я был уверен, что нынешняя НФЗ точно уж превзойдет МУЗ ТВшную - и канал помощнее, и команда уже понабралась опыта с тех пор, показывая впечатляющие рейтинги в сегменте музыкально-развлекательных шоу. Да вот только по факту вышло так, что проект не дотягивает даже до той первой НФЗ, не говоря о том, чтобы хоть как-то сравнится с тем легендарным шоу. Скоро эта "Новая Фабрика" закончится, а я попытаюсь объяснить, почему же 20 лет назад формат выстрелил мощно, а сегодня просто с треском проваливается.
Легендарные "Фабрики"
В 2002 году на экраны вышла "Фабрика звезд 1" с Яной Чуриковой. Тогда даже создатели не очень понимали, что они делают. Очень успешным в итоге оказался жанр музыкального шоу в перемешку с реалити. Тогда и реалити в стране толком не было. Одно лишь скандальное "За стеклом". А зрителю было очень интересно наблюдать за таким форматом. Первый канал имел огромнейшую аудиторию. Да и само реалити на "Фабрике" было совершенно не вызывающим. Нам показывали в основном, как никому неизвестные ребята готовятся стать звездами: в дневниках мы наблюдали за репетициями, за уроками по вокалу, за другими занятиями. В гости приходили маститые артисты. Ссоры, cклоки, флирт - все это тоже было, но не занимало очень уж много эфирного времени. Самое интересное, что зрителю открывался процесс создания хитов - мы видели, как песни записывают в студии, как дают наставления. Тогда люди ничего толком не знали об этой стороне профессии артиста, но дико интересовались. И все это было в новинку.
По пятницам в эфир выходил отчетный концерт, на котором фабриканты выступали со звездами, а в финале вечера была главная интрига - решалась судьба трех номинантов недели на выбывание из проекта: первого спасали зрители, второго - команда, а третий покидал проект.
Первый сезон не был очень сильным по составу. Но суть проекта заключалась в том, что это не конкурс одного дня (вот в "Голосе" сезон прошел и куда-то все ушли в никуда), на проект назначали продюсера, который в дальнейшем раскручивал выпускников. На первый сезон позвали Игоря Матвиенко. И он сумел сделать из участников реальных звезд. Он сформировал две группы - Фабрика и Корни, которые выпустили множество хитов и долгое время держались в топе. Уже первый сезон сумел собрать на финальный концерт СК "Олимпийский" - тогда одну из самых больших концертных площадок. Это был реально высокий уровень.
Второй сезон только закрепил успех проекта. Макс Фадеев был заинтересован в участниках. На проекте не просто пели песни со звездами, постепенно номинантам стали делать сольные номера, специально для них создавали песни, то есть артисты получали уже свой материал. Песни становились хитами. Вторая "Фабрика" оказалась очень плодовитой. "Вова-чума" Ираклия, "Когда я стану кошкой" Маши Ржевской, "Шоколадный заяц" Нарцисса Пьера и "Высоко" Юли Савичевой зазвучали сразу после проекта и стали всенародными хитами. Сразу три участницы из этого сезона выступали на "Евровидении" - Юлия Савичева, Елена Темникова в составе гр Serebro и Полина Гагарина (две последние заняли 3 и 2 места).
Не такой результативностью смогла похвастаться третья "Фабрика", но хитов тоже осталось немало - "Котенок" Никиты Малинина, "Саша+Маша" фабрикантов, "Самый-самый" Тутси. Четвертая "Фабрика" стала одной из самых рейтинговых. Ее вел Игорь Крутой. Песни Юры Титова, Алексы, Тимати, Стаса Пьехи, Ирины Дубцовой звучали везде. На пятый сезон позвали Пугачеву, много ведущих, сольных песен стало еще больше, но проект немного шел на спад. Хотя номинанский номер Натальи Подольской с песней "Поздно" стал одним из лучших сольных номеров всех сезонов.
На шестой фабрике также производились хиты - песни группы Челси, Согдианы и Зары. За последний сезон взялся Константин Меладзе, который создал две в свое время топовые группы - БиС и Инь-Ян. Они тоже были прям на пике. Даже сегодня ребята из каждого сезона до сих пор выступают, звучат на радио, дают концерты. Но новые "фабриканты" даже близко так не выстрелили.
Контекст времени
Проблема номер один - это актуальность формата. В принципе, данный формат и сегодня существует во многих странах. Он интересный, но уже не такой ажиотажный. Сегодня на ТВ и в стране тысячи разных конкурсов. Это тысяча первое. Следить за жизнью участников в реалити, конечно, интересно, но мы тысячу подобных реалити видели. Тем более больше сегодня люди идут на формат а-ля "Последнего героя" ("Сердце Африки", "Выжить в Самарканде" и что-то подобное). "Фабрика" уже не выделяется среди всего этого так, как выделялась в нулевые.
Искажение формата
Классические "Фабрики" шли здесь и сейчас. Мы наблюдали за тем, что происходит вот-вот. В дневниках из дома задержка была буквально в день, а концерты шли в прямом эфире (на Сибирь шел прямой эфир, Москва видела запись этого прямого эфира, что технически считалось тоже прямым). В этом была определенная фишка - совершенно другие эмоции и темп. Яна Чурикова переживала то, что происходит, а не читала с шестого дубля текст подводки, зная, что если запнется, то сейчас и седьмой дубль отснимут. Концерт за счет прямого эфира был на драйве и это чувствовалось. Зрители тоже переживают, когда наблюдают за чем-то происходящим сейчас (например, cпортивные трансляции онлайн всегда вызывают более живую реакцию, чем запись). Нынешняя "Фабрика" идет с задержкой почти в неделю. Концерт снимают во вторник, в эфир он идет в воскресенье. Там монтаж и все нарезано-подрезанное.
Зачем-то в этом сезоне решили сделать две команды - Сергея Жукова и Шнурова. Будут ли они заниматься участниками после? Я не понял! И номинантов навылет определяют так: одного Шнуров выбирает из своей команды, второго - Жуков из своей, третьего - гендиректор "ВайтМедиа". Теряется интрига вообще. В команде Шнурова осталось три участника, один из них только вышел из номинатив, понятно, что из двух он выберет того, кто дольше не был в номинанации, так и выходит.
В шоу отменили зрительское голосование. Теперь одного из участников спасает жюри, второго команда. И все смотрится банально. Зрители никак не участвуют в шоу, хотя это было классикой всех сезонов, даже на МУЗ ТВ. Но это вызвано тем, что снимают шоу с задержкой. По факту в эфире мы узнаем номинантов на вылет в понедельник( в доме же это уже известно за пять-шесть дней до этого), а в реальности концерт снимают уже во вторник. Зрители просто толком не успеют проголосовать. Раньше с понедельника по пятницу всю неделю шло голосование.
На классической "Фабрике" отчетные концерты были концертами. Шли номера за номерами. Педагоги не давали никаких комментариев, у зрителя формировалось свое мнение. Лишь в понедельник мы смотрели дневники, где уже в доме (вне концерта) педагоги все разбирали с фабрикантами. И это было правильно, потому что любой артист выходит на сцену и показывает результат своей работы, а весь разбор уже остается за кулисами. Суть отчетного концерта заключался в том, чтобы выдать продукт, показать результат работы за неделю, а не устроить какой-то там марафон из оценок. Сейчас же начинают болтать жюри после каждого номера. И это сильно снижает формат "Фабрики", она становится каким-то просто вокальным конкурсом, как и все предыдущие, потому что во всех именно так и болтают жюри. Было намного интереснее смотреть цельный концерт, самому делать выводы, а потом уже в дневниках смотреть краткий разбор. Так хоть и дневники были интереснее.
Вообще весь этот проект ощущение какого-то шоу, которое смонтировано и идет отдельно по себе. Ничего живого нет, даже эмоции на концерте часто какие-то скучные. Потому что нет драйва прямого эфира.
Хиты или их отсутствие
"Фабрика" заметно выделялась от "Голоса" тем, что ребята пели свои песни, которые становились громкими хитами. После проекта фабриканты ехали в гастрольный тур по стране и собирали стадионы. Сегодня участники тоже поют сольные песни в номинации, но это и близко не те хиты. Раньше даже в интернете песни не было после эфира, но через три недели на финальном шоу в Олимпийском зал подпевал все сольные песни фабрикантов. Cегодня даже название их песен запомнить сложно. Совсем не тот уровень. Да и эра продюсеров прошла, сегодня больше лейблы продвигают артистов. На "Фабрике" ребятами занимались продюсеры после, кем-то больше, кем-то меньше, но занимались!
Фанера и живое исполнение
Казалось бы, вот тут должен быть плюс у нового проекта, потому что в основном классические фабрики были фонограммными. При этом мы прекрасно слышали в дневниках, как участники репетируют, как поют в студии. Вообще это было отчасти даже правильно. Фабрикантов больше учили правильно работать в студии на записи песни. Там они с педагогами пробовали различные техники исполнения. Плюс и музыкальных возможностей было меньше, еще не использовались специальные наушники для лучшего качества живого исполнения. К тому же оказалось, что большинство участников тех фабрик отлично выступают в живую и по сей день, у многих хороший вокал. А про новых такого и не скажешь.
Звук на новой "Фабрике" живой, но дико затюнингованный. Концерт проходит большую коррекцию на постпродакшене. Иногда в эфир выходит и абсолютный брак, где звук ужасный и участника не слышно, хотя на самом концерте все было иначе. Как за почти неделю не смонтировать нормально - загадка!
Кому-то звук всячески вычищают. На слитых из зала видео слышно, как конкурсантка поет мимо нот, а на итоговой версии все подправлено так, что особо этого и не слышно. Так что от этих "живых" номеров непонятно, чего и ждать. И в студии ребята совсем не работают похоже. На прошлых сезонах участники выходили и просто уже умели отлично работать в студии, а следовательно и писать новый студийный материал.
А затем следовал большой гастрольный тур, и те, кто продолжал карьеру, уже выходил на сцену умельцем. Поэтому Гагарина, Савичева, Подольская, Иракли, Дубцова, Пьеха, Караулова выходят сегодня на живые концерты и отлично справляются. А вот что будет с нынешней фабрикой - неизвестно.
На прошлые сезоны был очень заряжен Первый канал, продюсеры горели песнями и участниками, а сегодня это просто очередное шоу в списке огромного у "Вайт Медиа". Они подошли к нему без души, поэтому таков и результат.
А что вы думаете о таком формате как "Фабрика звезд"? Стоило ли возрождать такое шоу на наши экраны в таком же виде? Оставляйте свои комментарии и не забывайте подписываться на наш канал!