Общественности кажется, что политический Запад объединился против своих стратегических и экономических конкурентов – России и Китая. Но взгляд за кулисы показывает более глубокие трещины и события, которые могут быть опасными, особенно для Европы.
Редко становится известно, насколько расколот политически Запад. Главных стратегических противников - Россию, Китай, Иран и других - не так-то легко обмануть. У них есть средства для наблюдения, сбора и анализа информации. Лидеры этих государств явно хорошо осведомлены о событиях в западных обществах, планах своих правительств и их способности их реализовать.
Изображение единства призвано, прежде всего, успокоить их собственное население и дать ему понять, что его безопасность находится в надежных руках их собственных правительств. Ведь именно политическая напряженность в мире и угроза войны вызывают тревогу в западных обществах, но это не единственная причина для беспокойства. Экономические проблемы, вызванные антироссийскими санкциями и попытками отделиться от Китая, все чаще выходят на первый план.
В результате жизнь большинства людей на Западе заметно подорожала, и события, которые уже ощущаются, но еще не стали явными, вряд ли принесут какое-либо облегчение. Война на Украине подрывает национальные бюджеты, а санкции против России обходятся европейским компаниям недешево, в частности, в виде потери доли рынка, продаж и прибылей. Это делает их всё более непривлекательными для международных инвесторов.
В результате американских попыток предотвратить экономический подъем Китая мировой рынок все больше распадается на двухуровневый - западный под суверенитетом США и многополярный под руководством Китая. Это заставляет европейские компании, в частности, вступать в конфликт при принятии решений. Протекционистские меры политического Запада грозят застопорить глобализацию.
Америка превыше всего
На встрече министров экономики Германии, Франции и Италии Роберт Хабек так охарактеризовал проблему: "В целом мы столкнулись с вопросом о том, куда движется Европа". Француз Бруно Ле Майер выразился ещё более четко: "Время счастливой глобализации прошло, и на смену ей пришла "глобализация соперничества".
Они вынуждены "показать зубы", чтобы защитить свои интересы от "американского протекционизма и китайского интервенционизма".
Европейскому союзу грозит опасность быть раздавленным этими двумя силами, поскольку его компании подвергаются все большему политическому давлению со стороны США и экономическому давлению со стороны Китая.
Особенно усложняют жизнь европейцам друзья из Америки. Требуя атлантической солидарности в конфликте с Россией, они всё чаще перекладывают на Европу не только стратегические, но и финансовые риски конфликта. В то время как европейцы должны увеличить расходы на оборону до установленного НАТО двухпроцентного показателя, США одновременно перекрывают европейской экономике кислород.
Впрочем, это касается не только европейских компаний. По всему миру Вашингтон пытается заманить в страну передовые технологии с помощью субсидий. Например, ведущий мировой производитель микросхем, тайваньская компания TSMC, "получает от американского правительства субсидию в размере 6,5 миллиарда долларов на расширение производственных мощностей" в Аризоне. Тайваньская компания - не единичный случай. Правительство США также поощряет свои собственные компании расширять производство в своей стране, субсидируя их вместо того, чтобы расширять производственные мощности за рубежом.
Глобальный рынок для западных компаний сократился в результате санкций против России. Кроме того, торговые ограничения против Китая, особенно затрагивающие сектор микросхем и ИТ, приводят к потере доли рынка, в частности, для американских компаний, и связанной с этим потере продаж и прибыли. Если глобальный рынок и мировая торговля должны сокращаться, то не за счет США. Создается впечатление, что правительство США хочет компенсировать сокращение мировой торговли, переманивая компании из дружественных стран и препятствуя своим собственным инвестициям за рубежом - особенно в Китае.
Остановить Китай
Помимо компенсации спада на мировом рынке, американцы особенно озабочены тем, чтобы сдержать своего главного конкурента - Китай. Россия как военный конкурент находится далеко. Вашингтон, похоже, рассчитывает на то, что русские будут держать оружие и солдат по другую сторону Атлантики, пока США не окажут на них слишком сильного давления и не развяжут ядерную войну. До сих пор это выгорало, потому что американцам удавалось переадресовывать российскую угрозу европейцам.
Прежде чем США поставили Украине свои танки "Абрамс", они побудили немцев отправить свои "Леопарды", чтобы понаблюдать за реакцией Москвы. Аналогичная ситуация сложилась и с более дальнобойным оружием. Британцы и французы отправили свои крылатые ракеты. Немцы оказались поумней и придержали свои "Таурусы" до тех пор, пока США не отправили на Украину ракеты ATACMS и самолеты F-16. США, видимо, считают, что им нечего бояться русских, пока они не провоцируют ядерную войну.
Но с Китаем дело обстоит иначе. Возможно, китайцы не посылают в США оружие или солдат, но они подрывают их экономическую базу. Китайская промышленность наводняет мировые рынки своей продукцией, которая не только дешевле большинства западных товаров, но и современнее и лучше по многим параметрам. Китайцы занимают лидирующие позиции в таких новых технологиях, как аккумуляторы, солнечные батареи, ветряные турбины, железнодорожные технологии, судостроение, а теперь еще и электромобили, и догнать их будет непросто.
Закон о снижении инфляции (IRA) - это попытка США атаковать это лидирующее положение китайской промышленности. Однако это возможно только при наличии необходимого объема рынка. Субсидии - это одно. Они поощряют и облегчают инвестиции и развитие промышленности. Другое дело - необходимые объемы, то есть объем рынка, который обеспечит конкурентоспособное производство в долгосрочной перспективе.
Вот почему даже компании дружественных стран приходится заманивать на американский рынок, потому что раздробленная в промышленном отношении Европа, даже не весь Запад, конкурирующий между собой, не может угнаться за промышленно развитой страной, которая может рассчитывать на рынок в 1,4 миллиарда потребителей. Поэтому если Китай хотят поставить на место, то это относится и к конкуренции со стороны дружественных западных стран.
Цель состоит в том, чтобы противопоставить экономическому прогрессу Китая объединенную экономическую мощь Запада. Несмотря на промышленное превосходство, этого не может достичь Европа, не имеющая единого финансового рынка, различных национальных законодательств и сильно различающихся экономических интересов. В нынешних условиях это возможно только под руководством США.
Однако для этого необходимо подчинить европейскую конкуренцию и экономику американским интересам, нравится это европейцам или нет. Если только они сознательно не отвернутся от США и не будут преследовать свои собственные интересы. Но они не решаются на это, потому что считают, что не могут обойтись без защиты американского ядерного зонтика.
+
Европейские государства также не имеют предпосылок для такого подхода. Одни только торговые соглашения с Китаем и странами МЕРКОСУР уже привели к конфликтам внутри ЕС, которые трудно преодолеть из-за различий в национальных интересах. В то время как Комиссия ЕС хочет защитить европейскую экономику от китайских товаров с помощью протекционистских мер в виде стандартов стоимости, немцы, как ведущая европейская экспортная страна, хотят, чтобы эти барьеры были как можно ниже, опасаясь ответных мер со стороны Китая.
Санкции против России ударили по европейским компаниям сильнее, чем по американским, которые и так не были сильно представлены на российском рынке, но некоторые из них все еще активно там работают. Несмотря на санкции, многие сырьевые товары продолжают поставляться из России, например обогащенный уран и российская нефть. Высокая разница в процентных ставках между европейскими и американскими государственными облигациями вызывает отток капитала из Европы. В связи с этим инвестиции в Европу становятся все более непривлекательными. Разделенная Европа мало что может этому противопоставить.
Кроме того, не только китайские товары, но и товары политических друзей Запада облагаются американскими тарифами. Это ограничивает их продажи на американском рынке и побуждает компании рассматривать возможность переноса производства в США. Хотя тарифы на европейскую сталь и алюминий в настоящее время приостановлены, председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен во время своего визита в Вашингтон в ноябре прошлого года была вынуждена "удовлетвориться тем, что тарифы [только] остаются приостановленными". В ходе переговоров с американскими друзьями и партнерами ей не удалось добиться отмены ограничений на беспошлинный объем поставок.
Переговоры о расширении доступа европейских компаний к "миллиардным субсидиям из американского пакета поддержки "зеленых" технологий, "Закона о снижении инфляции", также не увенчались успехом. Еще большее разочарование вызвал тот факт, что "запланированное сырьевое соглашение не было реализовано", а оно должно было обеспечить европейскую автомобильную промышленность субсидиями от IRA. США крайне жестко ведут себя даже со своими друзьями и стратегическими партнерами. Дружба, очевидно, заканчивается, когда речь заходит об экономических интересах.
В такой ситуации для США не составляет труда сделать так, чтобы европейские компании размещались в США. Американский рынок масштабнее и менее зарегулирован, производственные затраты, например на энергию, ниже, а доступ к ней может быть даже облегчён субсидиями. С точки зрения европейских компаний, есть много аргументов в пользу того, чтобы отвернуться от старого континента. А капитал не знает любви к родине.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».