21,1K подписчиков

"Сердце ангела" или "Сердце Гераклита". 10 раз режиссер Паркер волей-неволей напомнил о знаменитом философе

Пройдет много лет и ты начинаешь понимать, есть места, куда хочешь вернуться; бывают люди, – их хочешь непременно увидеть, случаются фильмы, которые тянет пересмотреть.

Фильм "Сердце ангела" (1987) из серии таких.

1. Рассмотрим картину Рубенса "Демокрит и Гераклит". В распространенном в начиная с античности противопоставлении двух философов: первый смеется над глупостями людей, а второй их оплакивает.

 Пройдет много лет и ты начинаешь понимать, есть места, куда хочешь вернуться; бывают люди, – их хочешь непременно увидеть, случаются фильмы, которые тянет пересмотреть.

В фильме мы без труда узнаем в злом затейнике Луи Сайфере(де Ниро) Демокрита, а в страдающем, ищущем истину детективе Гарри Энджеле (Рурк) – Гераклита.

Де Ниро
Де Ниро
Рурк
Рурк

2. Гераклит в отличие от Платона, Аристотеля и Сократа – отшельник-самоучка. Не имел учеников, мало выступал, наблюдал. Был нелюдимым. Не учился ни у кого. Детектив Энджел закрыт, замкнут и т.д.

3. Философ Сенека писал: «Гераклит всякий раз, как выходил из дому и видел вокруг себя столько ...скверно гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех попадавшихся ему навстречу прохожих, даже если они были веселы и счастливы… Про Демокрита же рассказывают, наоборот, что он никогда не появлялся на людях без улыбки: до того несерьёзным ему казалось всё, чем серьёзно занимались все вокруг».

Детектив (Рурк) обаятелен и идет навстречу людям, Дьявол (Де Ниро) лукав и всегда обособлен. Более того, он в кадре меньше минуты: если не соврать, ну пусть две минуты - не суть, но весь филь ты чувствуешь этого дьявола за своей спиной. Вот это мистицизм, вылезающий из всех щелей ада.

4. Но тут еще и режиссер. Алан Паркер если берется за дело, то реальность трещит по швам, как тонкий ситец на качке. Паркер ей богу философ, взял роман ужасов Уильяма Хьертсберга (без пинты виски надо долго тренироваться над произнесением фамилии) и наполнил магией парадоксальных идей.

5. Итак, к сюжету. Джонни Фаворита, популярного певца, никто не видел и не слышал с тех пор, как он был тяжело ранен где-то в Тунисе. За дело берется частный детектив Гарри Энджел, а вот нанимает его тот самый мерзкий и ужасный Луи Сайфер. Хотя видно: личность инфернальная. В ходе расследования Энджелу предстоит быть втянутым в болото оккультизма. Ну а дальше надо смотреть. Хотя подскажем Джонни окажется совсем не тем, за кого себя считает. Он окажется тем самым предметом, который как считал Гераклит, сочетает в себе две противоположности.

6. Замечу, в чем-то фильм напомнил мне "Мастера и Маргариту" – здесь Воланд (де Ниро) все про всех знает, управляет как пешкой детективом, а вот роль Маргариты с ее превращениями здесь сыграл Рурк. Гераклит бы только аплодировал.

7.Гераклит утверждал, что все течет, все изменяется. В фильме много поиска , где догоняешь, а под оберткой заказа что-то совсем другое.

8.Гераклит утверждал: в одну реку нельзя войти дважды, в фильме все безвозвратно, все утеряно и есть повороты, куда повернуть уже невозможно.

9. Религию Гераклит считал глупостью - в фильме ритуалы, символы, кровь, – и 17-летняя красавица в исполнении Лизы Боне, – все окажется кошмаром, все для затуманивания мозгов.

10. "Я искал самого себя" – признается Гераклит. Посмотрите, что скажет в конце наш герой фильма.

 Пройдет много лет и ты начинаешь понимать, есть места, куда хочешь вернуться; бывают люди, – их хочешь непременно увидеть, случаются фильмы, которые тянет пересмотреть.-4

Итак, грешу на фильм, – я не сразу заснул в ту ночь: как видите, 10 раз ко мне заглядывал Гераклит, мы шли в кафе, за столик пить любимый греками ромашковый чай и вести философские споры.