Что бы ты ни делал, если ты тверд изнутри, то ни один злой человек не сможет причинить тебе вреда снаружи.
Бусидо
Достижение целей, особенно долгосрочных, – дело нелегкое, и чтобы повысить шансы на успех, полезно сперва разобраться с иерархией ценностей.
Не важно, во что мы метим: сбросить 5 килограммов, реализовать бизнес-план или изучить Python – история у всех ± одна и та же: сначала всё идёт как по маслу, затем энтузиазм начинает стихать, в итоге – желание бросить.
Почему дисциплина “уходит в отказ”?
Причины могут быть разные – не лишено смысла удостовериться, что нет конфликта на уровне ценностей. Конфликт этот повышает затраты энергии на процесс, а иногда и вовсе его саботирует – например, заставляя нас размышлять о злодеяниях Наполеона, вместо того чтобы учить французский.
Но ведь мы ставим цели, руководствуясь тем, что считаем важным – то есть ценностями, – так откуда конфликты?
Дело в честности и осознанности.
Если намеренно не работать над мировоззрением, то представления о собственной иерархии ценностей почти точно будут расходиться с действительностью.
Здесь органически выделяются два аспекта: то, что мы думаем о себе и то, что реально есть – на каждый воздействуют смешанные факторы.
Представления о себе подвержены общечеловеческой склонности поступать и думать так, как нам удобно и выгодно. Можно показать, например, что даже вроде бы бескорыстный поступок – уступить место бабушке – легко объясняется с точки зрения эгоистического интереса (*в приведенном примере это психологический комфорт уступающего). Честность с собой требует навыка и усилий.
Наши реальные взгляды по-умолчанию формирует среда – если их не перерабатывать, они так и останутся в раз усвоенном виде.
Кроме того, многие установки навязываются искусственно, причем это могут быть как те ценности, которые мы реально используем, так и наше представление о том, какие у нас ценности – и многое, многое другое... Звучит абсурдно? Вы только представьте, какие средства вкладываются и сколько поистине талантливых представителей человечества трудятся, чтобы убедить нас в самых разных вещах! Было бы неловко предположить, будто они зря едят хлеб, не правда ли?
Кстати, культивировать убеждение, будто мы мыслим свободно – один из приемов.
Существуют методы, позволяющие “отследить” реальное мировоззрение. Например, отдельные аспекты можно выделить, наблюдая за действиями и мыслями, задавая вопросы и стараясь отвечать на них честно – труд крайне энергозатратный, но, говорят, стоящий: установки влияют на всю нашу жизнь.
Так как мы усваиваем ценности среды, не лишено смысла проанализировать, что сейчас считается важным, почетным и привлекательным в обществе – и отследить свое отношение к этому. Скорее всего, обнаружится скрытое влияние на нас этих взглядов.
Но даже открыв правду и решив, что нас она не устраивает, изменить установки мгновенно не выйдет – для этого придется основательно потрудиться. Также следует помнить, что нас продолжат оценивать по доминирующей в обществе иерархии ценностей, а не по нашей. Жить по своим ценностям – это, как правило, плыть против течения.
Итак, для повышения вероятности достижения целей предлагается прежде проработать мировоззрение. Определить, какие ценности реально занимают главенствующее положение в нашей иерархии ценностей, какого их взаимное положение. Наконец, независимо от того, будем ли мы перерабатывать иерархию ценностей, постановку целей предлагается осуществлять с учетом реальной текущей иерархии ценностей.
Под занавес впомним классику.
(71) Дядек, дружище, почти за все, что я точно узнал, заплачено болью в голове, с которой я боролся,- поведало Дядьку письмо.- Когда я начинаю поворачивать голову и разглядывать чтото и натыкаюсь на боль, я все равно поворачиваю голову и смотрю, потому что знаю - я увижу что-то, что мне не положено видеть. Когда я задаю вопрос и нарываюсь на боль, я знаю, что задал очень важный вопрос. Тогда я разбиваю вопрос на маленькие вопросики и задаю их по отдельности. Получив ответы на кусочки вопроса, я их все складываю и получаю ответ на большой вопрос.
(72) Чем больше я учусь терпеть боль, тем больше я узнаю. Ты сейчас боишься боли, Дядек, но ты ничего не узнаешь, если не пойдешь добровольно на пытку болью. И чем больше ты узнаешь, тем больше будет радость, которую ты завоюешь, не поддаваясь боли.
Курт Воннегут, "Сирены Титана"