Не просто особенный ребенок, а еще и ярый меломан - однако, смесь

715 прочитали

Когда мы представляем обычного меломана, представителя взрослого населения нашей планеты, то в голове вырисовывается образ человека, который любит музыку, просыпается и засыпает под музыку, слушает ее и дома, и на работе, и в машине, и даже гуляет по улице в наушниках. Он любит и знает любую музыку и может рассказать о ее авторах и исполнителях… Ну, наверное, так.

А есть такие ситуации, когда абсолютно честно и серьезно меломаном можно назвать маленького ребенка с особенностями развития.

Конечно, он не совсем похож на привычного для нашего восприятия "человека-меломана", но по-другому его уже не назовешь.

К тому же, если обратить внимание на второй корень этого слова, то неизбежно вспомнится слово мания… как что-то очень сильное, всепоглощающее и захватывающее все мысли и чувства. И, в нашем случае с ребенком - это будет даже ближе к истине…

Кого здесь только нет!

В стационар спецучреждения для детей с ОВЗ, где я работаю кружковым педагогом, приезжают дети с абсолютно разными нарушениями (чаще, конечно, ментальными). И, даже на фоне нарушений, их поведение, привычки, действия и пристрастия - тоже могут быть непривычными, удивительными и даже пугающими.

  • Например, были у нас ребята (и не раз), поедающие комнатные цветы, при этом даже не отрывая листики или стебельки руками... они могли подходить и грызть их прямо из горшка, ртом… И тогда только ловкость мамы или воспитателя спасали положение, ибо словесные убеждения, как мы знаем, с такими детишками не работают (еще раз повторю, НЕ работают, как бы ни пытались "псевдо-гуманисты" убедить меня с коллегами в обратном)!
  • А еще был у нас такой товарищ, который любил орать в различные отверстия. Ага, именно так! Как бы объяснить… Короче, если мальчик видит любую дырку (замочная скважина, прореха в шторе, ямка от самореза в стене, да даже крышка от сковороды в бытовой комнате или обычная кухонная воронка), он крепко прикладывается к ней губами и громко-громко в нее кричит: Уэээээр!
  • Ну и куда без "прятушек"! Не единожды попадались нам ребята, которые постоянно прятались в тумбочках, коробках, шкафчиках… сложившись конвертом, свернувшись рулетом, скривившись буквой "ЗЮ" - как угодно, а помещались. И ребенок мог сидеть так довольно долго, молча, пока перепуганный воспитатель вместе с родителем его смогут отыскать.

И, что объединяет эти случаи - все они были не единичными "взбрыками поведения", а крепкими, устоявшимися привычками, без которых любой день ребенка невозможно представить.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот так примерно и с нашим "музыкантом-меломаном" было. Только тут спусковым крючком был не цветок, не дырка и не ящик, а… музыка!

Сережа

Мальчик из стационара, 4 года, ментальные нарушения.

Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, простые просьбы - не выполняет, навыки самообслуживания - не сформированы.

Но зато мирный, абсолютно не агрессивный, на людей не нападает, но и не прячется от них.

На занятиях, хоть по сути ничего полезного не делает, но и никому не мешает. Сидит себе смирно, погрузившись в себя, лишь изредка похлопывая глазками (кстати, красивые у него глаза, большие, с густыми ресницами). В общем, никого не отвлекает и внимание на себя не перетягивает. Но это лишь пока…

… Пока не зазвучит музыка!

Любая музыка!

Например, из-за стены, из соседнего кабинета музыкотерапии донесутся звуки песенки про улыбку - и Серега тут же "просыпается", его глаза наполняются блеском, рот - расплывается от уха до уха… А потом мальчишка вскакивает, чуть ли не из стула выпрыгивает прямо на середину кабинета и начинает танцевать! Руки, ноги, голова, шея, плечи - всё ходуном ходит, а на лице выражение неописуемой радости!

Или у кого-то телефон зазвонит (тоже песенкой какой) - реакция та же! Сразу - танец, радость, счастье. А когда тот, кому позвонили, отвечает на звонок (естественно, остановив музыку), Сережа тут же успокаивается, лицо снова становится кукольным и безэмоциональным, и он спокойно возвращается на свое рабочее место даже без дополнительных просьб. И снова сидит там неприметным пенечком.

Да что там!

Если даже кто-то из взрослых (воспитатель, медсестра или чья-то мама из стационара) просто что-то себе под нос напевает, Сережа тут же вертится вокруг, улыбается и приплясывает. И единственный способ отцепиться от него - это перестать напевать.

А уж на музыкотерапии…

Ох, это его любимые занятия!

И детские песенки, которые поет учитель, и аудиозаписи современных песен-развиваек, и даже серьезные классические произведения - Сережа принимает с одинаковым воодушевлением. А от Моцарта - так вообще будто бы пьянеет и восторженно дышит, высунув язык, и вот в таком положении и танцует. И на месте не сидит! Потому что пляшет не сам Сережа, а все-все его части тела (каждая по-своему, но зато дружно).

А если Сережа попадает на праздничные мероприятия, где проводится множество музыкально-танцевальных игр, так он там до того "отрывается", что, как говорит мама, "мы едва потом успеваем добраться до подушки, вырубаемся и спим без задних ног сразу часа четыре!"

Ну вот как так?

И музыку - любит, и радуется ей, и танцует, и песни со словами тоже любит… Как говорила учитель музыки, судя по реакции, ему больше всего "зашла" песня про Антошку, якобы Серега чуть ли не до потолка прыгает, когда ее поют… Вроде бы замечательно всё, круто и весело, но…

Сережа-то все равно не разговаривает, умений-навыков - не прибавляет, интеллектуально - не развивается… А маму Сережи - исключительно РЕЧЬ (а точнее - ее отсутствие) очень беспокоит.

Но она уверена, что именно ПЕНИЕ поможет научить Сережу говорить, а не препараты, процедуры, физкультура или ручной труд для развития мелкой моторики.

Почему?

Ведь ей так сказала логопед из их садика! Которая еще и по совместительству там музработник.

И алгоритм, предложенный их "логопедом-музработником", со стороны выглядит довольно здорово и выполнимо!

Итак, если мальчик очень-очень любит музыку, надо этим "ключиком" пользоваться. А именно: петь, петь, петь для него. По мнению того учителя, нужно чтобы взрослый постоянно пел для Сережи, находясь напротив него, лицом к лицу, четко артикулируя и хорошо открывая рот. И тогда Сережа неизбежно будет пытаться повторить. Онжеребенок! А дети - все равно подражают взрослым, какими бы они ни были!

И, в случае с Сережей - нужно делать так именно в ПЕСНЕ, т.к. на обычный текст и даже выразительное чтение стихотворения Сережа вообще не реагирует, а сидит "в себе" с полузакрытыми глазами. Только песня!

И ведь даже я, которая не логопед (но музыкант!) замечаю некоторые детальки в этом плане (но лишь в тех случаях, когда веду урок без маски): если я поймаю взгляд Сережи на занятии и просто пропою тихонько "ля-ля-ляааа" - Сережа может открыть рот, наполовину высунуть кончик языка и повторить само движение рта, как на "ля-ля-ля", только вот… молча. Без звука! Но ведь все равно подвижки есть, хоть и малюсенькие!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Только вот одна беда…

Невозможно вот так удержать взгляд и внимание Сережи надолго! Невозможно в течение долгого времени смотреть ему в лицо и что-то там "изображать", потому что… Как только Сережин собеседник начинает петь, Сережа, как по сценарию, снова выпрыгивает на середину кабинета, снова пляшет-танцует... И получается - "на колу мочало…"

И, естественно, танцуя, Сережа уже кайфует сам по себе, радуется, смеется, и ни на кой черт ему не надо на кого-то смотреть. Он уже "где-то там", в мире радуг, звездочек и единорогов.

Ах, да!

Мама Сережи пробовала еще один способ воплощения в жизнь методики их "музыкального логопеда".

Когда на нашей родной музыкотерапии, наша учитель пела песенки, мама садилась на стульчик с обратной стороны синтезатора, зажимала Сережу как удав, подперев своими локтями ему подбородок так, чтобы он смотрел в упор на на поющего учителя.

Даже первые секунды песен вполне получалось! Но… Сережа, он хоть и худенький-костлявенький, но довольно сильный мальчик. И, разумеется, он очень больно своими "костяшками" тычет в маму, пытаясь танцевать даже в ее тесных объятьях.

Только вот…

Слышала наша учительница музыки от стационарного воспитателя, что мама Сережи ни в какую не хочет давать сыну ежедневные лекарствочки, которые бы немного поумерили его бурные реакции… А ведь курирующий врач им ооочень рекомендовала (иначе бы не написала в назначениях)! И даже обещала, что Сережа сможет воспринимать многие занятия совсем по-другому. И с музыки его не будет так "переть и колбасить"…

Видимо, им пока нравится ТАК. Веселый, позитивный, вечно танцующий Серега, который никому не мешает и сам себе радуется. Педагоги говорят, что мамочка все же когда-нибудь вспомнит О ГЛАВНОМ… но, наверное, лишь тогда, когда Сережке время придет в школу идти. И тогда уже сама МАМА плясать начнет…

Но хочется все-таки пожелать мальчику успехов. А заодно и всем нам!

С уважением ко всем дорогим читателям...

Всегда рада верным гостям, добрым лайкам и новым подпискам.