Осенью 2023 году на 77 году жизни в США умер бывший летчик-истребитель СССР Виктор Беленко, который в 1976 году совершил побег из страны на новом, к тому времени, истребителе МиГ-25П.
Сам он свой побег объяснял тем, что не хотел мириться с советской системой, где в магазинах ничего нет, а чтобы заработать деньги, якобы, нужно вкалывать как сумасшедший, россияне считают его предателем, совершивший побег из-за своих личных амбиций, сопровождающихся злостью и обидой.
Побег на истребителе
6 сентября 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко, сидя за штурвалом самолета МиГ-25П из аэродрома Соколовка Приморского края отправляется на учебную тренировку вместе со своим напарником.
В течение часа он смог сымитировать аварию, резко понизить высоту до 30 метров над землей, увильнул от напарника и около 130 километров летел на низкой высоте, а затем пересек границу с Японией.
Над территорией Японии Беленко поднялся на высоту 6000 метров, его тут же обнаружили японская противовоздушная оборона. Он не смог подать сигнал «не стрелять» из-за разных частот рации и ему пришлось прижаться к поверхности земли, чтобы оказаться «невидимкой».
- Пилот-беглец планировал приземлиться в городе Титосэ на острове Хоккайдо, но в самолете оказалось недостаточно топлива и он совершил посадку в Хакодате. По причине короткой взлетно-посадочной полосы самолет выехал за пределы аэродрома, практически доехав до автомобильной дороги.
Его стали снимать на камеры местные жители, Беленко это не понравилось и он сделал два предупредительных выстрела в воздух. А затем стал дожидаться японских военных. По их прибытию, Виктор сразу же заявил, что требует политического убежища в Штатах. Уже 9 сентября Беленко тайно отправили в США.
Беленко, приземляясь в аэродром Японии нанес существенный урон инфраструктуре, а также, приплюсовав счет на транспортировку самолета и пилота, Япония выставила СССР счет в 40 тысяч долларов, который так и не был оплачен.
Судьба истребителя
МиГ – 25П был детищем конструкторского бюро Микояна-Гуревича. Это был истребитель-перехватчик 3-го поколения со сверхзвуковым высотным двух двигателем. Перехватить и сбит его не удавались никому, он поднимался до 20 км на высоту и установил 29 мировых рекордов, в том числе рекорд высоты в 37 650 метров.
Американские военные очень опасались МиГ-25П, он был действительно мощным, но ему приписывали не существующие на самом деле характеристики, например, он был быстрым, но не маневренным, американцы как раз боялись высокой маневренности истребителя.
Угон советского истребителя была буквально подарком для американских служб, МиГ-25П разобрали по частям в Японии, изучили, затем спустя время, в разобранном виде отправили обратно в СССР.
- Новый МиГ-25П уже потерял секретность, а на замену бывших секретных деталей Советскому Союзу пришлось потратить несколько миллиардов рублей. Самолет, после разбора в Японии, направляют в авиационное училище в Латвию.
Сам Беленко оказался кладезем информации о советских военных самолетах и в первые годы в США по 5-6 часов давал интервью, за которые ему платили гонорары. Однако ему перестала нравится сумма гонорара и он сам стал называть свои суммы гонораров.
Брошенная семья
В России у Виктора Беленко остались мачеха, жена, сын и теща. Несмотря на то, что мачеха и жена писали письмо президенту США об организации встречи с сыном и мужем, им отказывали под предлогом, что Беленко «не может вас слышать».
Сам же Виктор говорил, что жену он не любит, с мачехой они давно не близки, а сына воспитывала его теща.
За всю последующую жизнь он так и не выходит на связь с родными, оставшимися в СССР. В США женится второй раз, от второго брака у него растут два сына, второй брак просуществовал недолго.
Жизнь после побега
Беленко долгое время участвовал на передачах и давал интервью в США, был консультантам по авиации, щедро делился со всеми знаниями в этой области, преподавал в учебном заведении у будущих летчиков.
- Однако, спустя пару лет, после того, как американцы получили всю информацию, его перестали приглашать, а если и приглашали принять участие на каком-то мероприятии, платили малый гонорар.
- Он не общался с советскими корреспондентами, а если были попытки связаться с ним всячески избегал.
К старости, у него развились параноические ощущения, что за ним ведут слежку советские спецслужбы. В Интернете есть информация, что его назначали пилотом в гражданский самолет, и как-то он, когда ехал на эскалаторе увидел работников авиакомпании «Аэрофлот», в страхе, что они следят за Беленко, спрятался в подсобном помещении.
Позже, если верить всё той же информации из открытых источников, Беленко стал часто выпивать и умер от цирроза печени.
Почему был совершен побег по мнению самого Беленко
Благодаря многочисленным интервью и публикаций, можно собрать воедино мнение самого Виктора Беленко, почему он решился на этот побег. По его мнению, его долго не продвигали по карьерной лестнице, несмотря на то, что он был одним из лучших работников, а если и продвигали, то неохотно, ему приходилось по несколько раз писать рапорт о повышении в должности.
Плюс ко всему, его, якобы, угнетала в целом обстановка в стране, и называл эту обстановку «советским концлагерем». Побег на самолете запланировал за месяц, и ждал момента, когда бензин будет в полный бак, а над Японией будет ясное небо.
Спустя месяц все факторы сложились. Он сам, намеренно наполнил бензином полный бак, сославшись, что хочет потренироваться подольше и бензин нужен на всякий случай.
Мне больше всего в этой ситуации жалко брошенных сына и жену. Как так, вот так, не объясняя, можно сбежать, да еще не пытаться связаться и объяснить что на самом деле произошло, хотя бы после перестройки.