26 апреля в Гостином дворе при участии парка «Зарядье» открылся концепт-павильон «Ряд». «Сноб» рассказывает, какие бренды можно увидеть на новой площадке и чем интересны их работы.
Авторы проекта «Ряд» работают как с традиционными видами и форм-факторами искусства, например древнерусскими орнаментами, игрушкой, костюмом, так и с эстетикой XX века: от русского авангарда до советской архитектуры и брендинга. В павильоне представлено около 50 брендов со всей страны. Все они объединены одной концепцией — «русский стиль».
«Пространств подобного формата почти нет, так мой телеграм-канал, где я рассказываю о талантливых брендах, вышел в офлайн — мы открыли концепт-павильон, где дизайнеры могут представить свое творчество. Наша задача — показать дизайнеров, которые работают с русским культурным кодом, переосмысливают его. Дизайна из России много, но конкретно русского дизайна стилистически — гораздо меньше», — рассказывает арт-директор проекта, дизайнер, исследователь русского визуала и автор одного из профильных телеграм-каналов «Унежить душу» Никита Лукинский.
GAPANOVICH
Концептуальный бренд одежды с Крайнего Севера дизайнер Александра Гапанович создала в 2012 году. В своих вещах она переосмысляет локальный культурный код народов Севера и традиционный русский костюм, работает с темой культурной и семейной памяти. Одежда от GAPANOVICH — это женственные силуэты, а ее фирменные штрихи — рюши, кружева, ручная вязка и многослойность.
Дизайнер не раз признавалась, что любит работать с разными фактурами и деформировать ткани так, чтобы они выглядели, как будто их достали из «бабушкиного сундука». В павильоне «Ряд» представлены свитера, головные уборы-чепцы, панамы ручной вязки, оверсайз-пальто с акцентными рукавами-буфами, цветочные платья.
«Вещи мы отбирали еще в холодный сезон, и там упор сделан больше на теплые фактуры и верхнюю одежду. Скоро мы обновим ассортимент, представим блузы и платья из вареного хлопка и крапивы», — пообещала Александра Гапанович.
Koss Koss
Бренд Koss Koss тулячка Александра Пустырева придумала в 2019 году, когда училась на втором курсе художественной Академии МГХПА им. Строганова. Главная цель бренда — переосмысление культурного кода.
«Я создаю коллекции одежды ограниченного тиража на основе советского футуризма, этники, хипповских вечеринок и самых теплых детских воспоминаний. Моя коллекция с гобеленовыми корсетами выстрелила после первой волны ковида, и я точно поняла, что двигаюсь в правильном направлении», — поделилась дизайнер.
В концепт-сторе «Ряд» представлены самые известные позиции бренда — корсеты «Неваляшечка», «Билибинский лес», «Лебеди». По словам дизайнера, они полностью передают концепцию «русского стиля».
«Корсет “Лебеди” олицетворяет сказки с самых первых дней жизни человека. “Неваляшечка” — игрушка детства, которая появляется чуть позже и вызывает особый интерес. “Билибинский лес” отражает уже более серьезные “хтонические” сказки с мистическими смыслами, которые привлекают нас, когда мы становимся старше. К лету мы планируем выставить в концепт-сторе продолжение этой истории — корсеты “Пионеры”, отражающие период отрочества, и корсеты “Обои” с цветами как олицетворение первых чувств», — рассказала Пустырева.
«Бубновый валет»
Название бренду «Бубновый валет» основательница Кристина Малышева дала неслучайно. Так в ХХ веке называлось общество художников и самое крупное творческое объединение раннего авангарда,, существовавшее с 1911 по 1917 год. Бренд выпускает различную авторскую продукцию премиум-сегмента: магниты, брелоки, броши, плакаты, шахматы, открытки и стикерпаки.
«Все наши товары популяризируют тему советского авангарда. Мы часто делаем коллаборации с ювелирами, графическими дизайнерами, коллажистами, сотрудничаем с внуком живописца Александра Родченко. Пока в Москве развивался “Бубновый валет”, в Санкт-Петербурге существовало общество художников ”Союз молодежи”. Их участники ездили друг к другу в гости, устраивали выставки. У нас такой же концепт. Мы тоже объединяем разные творческие направления различных мастеров из разных сфер деятельности», — рассказала Кристина Малышева.
Make Real Art
Make Real Art создан в 2020 году. Его основная идея, по словам художника, основателя бренда Никиты Савченко, — призыв к совместному творчеству через коллаборации с другими людьми. В ассортименте бренда — броши, вазы, фиалы, тарелки, кресты, подставки.
«Мы возрождаем христианские символы через современную эстетику. Наше творчество питается вдохновением, приходящим через простые человеческие радости: созерцание природы, глубокие беседы за трапезой, совместные преодоления жизненных трагедий, погружение в духовные смыслы через молитву и богослужения. Мы ищем раскрытия смысла настоящего момента, христианская символика на изделиях в этом очень помогает и делает каждое мгновение таинством», — говорит Никита Савченко.
If u like
При создании бренда основательница Лилия Захарова вдохновлялась традиционной русской одеждой, крестьянством, деревенской жизнью, ее свободой. Одежда бренда свободного кроя, она универсальна и создана из натуральных материалов.
«Для меня важно вдохновляться “русским” стилем, но не спекулировать им. Не выпячивать это, не навязывать. Отсюда и название бренда. Я намеренно сохраняю его на английском, хотя получаю много осуждения. Для меня современное русское должно быть брутальным, понятным и открытым. А возможно, иногда и соблазнительным. Я не хочу скатываться в некую субкультурную историю. Поэтому мои косоворотки не застегиваются под горло, а цвета (за некоторым исключением) “унылые”», — признается Лилия Захарова.
В концепт-сторе представлены костюм с кроп-косовороткой и юбкой со съемным кушаком, платья-косоворотки, платья-неокосоворотки, лонгслив с вышитой фразой «Не зная Земного, как ты можешь познать Небесное?», свитер «Улыбающиеся львы» и даже лапти.
«Их концепт был у меня в голове с самого детства, еще со сказок, кино, интереса к старым фото. Получилось воплотить их в жизнь и запатентовать. Всегда затрудняюсь ответить, когда меня спрашивают, как долго я их придумывала. То ли за 10 минут, когда мастер попросил сделать эскиз, то ли за 15 лет, когда я подумала, что хочу себе лапти, увидев их на рыбаке в сказке “О рыбаке и рыбке”», — отмечает дизайнер.
Perinne
Вещи бренда Perinne — это яркий современный текстиль для дома, объединяющий народные традиции, декоративно-прикладное искусство, графический дизайн и современные технологичные методы производства. Как отмечает одна из основательниц бренда Светлана Катаргина, в его ДНК заложены исследования, знания, личные переживания и традиции.
«Название бренда Perinne с карельского языка переводится как “традиция”. Мы считаем, что очень важно помнить о традициях, сохранять и продолжать их. Это то, без чего не может существовать настоящее и будущее. Наша задача — переосмыслить народное искусство и представить его по-новому», — поясняет Светлана Катаргина.
В павильоне «Ряд» представлены скатерти и салфетки из коллекции «Лес, вода и камень», вдохновленные природой Русского Севера и традиционной карельской вышивкой «Пудожский канон». По словам дизайнера бренда, это почти забытая техника вышивки с плотным насыщенным декоративным заполнением фона, своеобразной стилистикой узоров с причудливыми, абстрактными формами и геометрическими проработками.
«Переосмыслив и переработав самобытные старинные орнаменты, мы оставили только самую суть, основу, сохранив эмоцию и яркий характер, присущий этой технике. Красные крупные узоры на узловатой, шероховатой поверхности льняного полотна создают нарядное праздничное настроение. Красный — наш любимый цвет, яркий, мощный, пробуждающий сильные эмоции. Он ассоциируется с любовью, теплотой и комфортом», — объясняет Светлана Катаргина.
Кроме того, в «Гостином дворе» можно будет увидеть несколько предметов из обновленной коллекции «Были-небылицы» — дорожки с волшебными конями, звездами и фантастическими растительными узорами нежных весенних оттенков и ярких насыщенных цветов.
ДИЛ
ДИЛ — бренд, созданный на стыке русского фольклора и православия. По словам создательницы Марии Ланкиной, он переосмысляет традиционный костюм и делает современную, стильную и носибельную одежду со смыслом.
В павильоне «Ряд» представлены несколько позиций бренда: платье-сутана, вдохновленная подрясником православного священосужителя и католической сутаной, вещи с мережкой, древний элемент костюма замужней женщины — понева, косынки, рубашки, воротники с вышивкой, созданные на основе белокаменной резьбы с Дмитриевского собора во Владимире и церкви Покрова на Нерли, корсеты с апсайкл-элементами.
«Лукоморье»
Архитектор по образованию Ольга Емельянова с детства увлекается сказками. Именно они и легли в основу ее бренда. Так, по мотивам русских сказок она создала посуду и предметы интерьера.
«Я очень любила иллюстрации художников Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Любила эмоции, которые мне дарили сказки. Все это влияло на мои интересы и культуру. Одна из задач бренда ”Лукоморье” — стилизовать русские символы так, чтобы не вызывать ассоциаций с лубком», — говорит дизайнер.
В павильоне «Ряд» представлены тарелки с избушкой на курьих ножках и Бабой-ягой, на которых изображены известные персонажи русской сказки, изделия из серий «Репка», «Гуси-лебеди», «Ночь» и «Дымка», среди которых есть даже подставки под яйца.
Максим Демин
Художник Максим Демин долго работал в музее реставратором станковой темперной и масляной живописи. Как говорит Демин, многолетний контакт с памятниками древнерусского искусства и особенности реставрационных методик оставили свой отпечаток на его восприятии классических христианских образов.
«Объединив опыт музейного сотрудника и художника, работающего в контексте современного искусства, я начал формировать свой собственный художественный язык. Его основой стал диалог современного человека с Богом, передача личного духовного опыта, современные урбанистические модели, преобразованные методики и формы, взятые из реставрационного ремесла».
В павильоне представлены работы Максима Демина из серии Lignum — деревянные объекты, выполненные из старого деревенского забора и вдохновленные эстетикой архитектуры и иконописной традицией Русского Севера. Работа из серии «Храм» — собирательный образ ряда архитектурных произведений XVI–XVII веков. Кроме того, в Гостином дворе можно увидеть изделия реставратора из серии Street forms, объединяющие в себе различные абстрактно-минималистичные урбанистические формы. Они, по мнению художника, часто встречаются в городской среде и наполнены узнаваемыми духовными образами и текстами.
Подготовила Ирина Филиппова