Здравствуйте, уважаемые читатели!
С вами я, Сергей Соколов, и сегодняшняя статья - про сотрудников лагерей и весну.
Помните?
Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи...
Весной бегут не только ручьи. Бегут заключённые из колоний. И выйдут не только муравьи. Выйдут оперативные группы по их розыску и задержанию. И сегодня мы с вами разберём, как работали эти группы в районе похода туристов в 1959 году. Это интересно. И начнём как всегда издалека.
Мне не довелось служить сотрудником лагерей. Вы знаете, я об этом нисколько не жалею. Когда я служил в Иркутской области, относительно близко от нас была тюрьма и колония - в Ангарске.
И вот однажды наш командир побывал в этой тюрьме, приехал оттуда и на совещании рассказывал, как там красиво на территории тюрьмы, какой там порядок и как всё организовано. Из зала кинули реплику: "Как у нас", на что командир сказал: "У нас лучше, чем в тюрьме". Это выражение в части стало крылатым. Если приглушить юмор, то действительно, свободы у нас было больше,чем в тюрьме. Но и общего у этих двух структур очень - очень много. А знаете, почему? Ну ходим-то мы все по одной земле, летать не умеем. Наш мир, наше жизненное пространство ограничено нашими возможностями. И что кардинально отличающееся можно придумать в той или иной структуре? Да ничего. Вот поэтому так схожи и многие элементы службы и быта, и инструкции, их устанавливающие. Почему рассказываю об этом? Из колоний бегали заключённые. Я их не ловил. Но из части бегали солдаты. А их-то я ловил. И коль жизнь наша базируется на одной платформе, то и действия по поимке беглых солдат и беглых заключённых тоже практичесеи одинаковые. Вот о них-то и расскажу.
Заключённые бегут на волю. У солдат воля всё-таки есть. Они бегут не на волю. Бегут как правило домой. И цель у них не затеряться в тайге, а добраться до дома. С солдатами проводится разъяснительная работа. Солдаты бегут редко. Но бегут. Почему бегут? В основном, по молодости. Побудительный мотив чисто внешний. Друг написал, что девушка солдату изменила. Зачем бежать? Изменила раз - изменит и не раз. Не нужна такая. Но солдат думает - убежит он, набьёт морду сопернику, и проблема решится. Или пишет мама - здоровья совсем нет, картошку выкопать некому, в больницу отвезти некому, наверное, не дождусь тебя, помру. И побежал солдат через просторы страны целовать маму. Бежали и от трудностей, избалованные родителями, не могли смириться с суровой армейской жизнью, ловчить пытались, свои обязанности на других свалить, подставить товарища, в коллективе таких не любили. Ну вот, вроде выход один - бежать. Бежать в армии трудно. Солдат в армии под постоянным контролем. Командир отделения за своё отделение отвечает, он всё время с ним, каждый солдат на виду. В казарме наряд, ночью без причины не выпустит. Каждое построение начинается с проверки наличия личного состава. Реально, каждые три часа днём и ночью проверяют, все ли на месте. Но исхитряются, находят лазейки и бегут. И тогда вся часть становится на уши. Роты солдат прочёсывают весь военный городок. Если солдат решил бежать, он в городке не останется. Но другие солдаты должны знать, что будет осмотрен каждый сарай, чердак, подвал, каждый закуток, и найдут. Вот для этого искали в городке. Офицерам и прапорщикам объявляли сбор, их силами прочёсывали административно - жилой городок. Кроме того, в части были на этот случай еженедельные дежурные силы, они всегда находились в части в готовности убыть на розыски. В штабе была оперативная карта. Солдат не будет жить в тайге. Он бежит по дороге к автостраде или железной дороге. И знает солдат только одну дорогу, по которой его привезли в часть. По ней как правило и бежит. От машин прячется в кусты. Потом бежит дальше. Так вот, эти дежурные силы (без оружия,в гражданской одежде) развозятся по пикетам и кольцом перекрывают возможные места появления солдата. Это ближайшие железнодорожные станции, перекрёстки дорог, брошенные избушки охотников. Никто не строит специальных домов для пикетов. Наоборот,скрытно используют чужие объекты. Приходит солдат на водокачку, а там пикет. Система пикетов действовала настолько эффективно, что подавляющее большинство солдат вылавливалось в этом кольце. Пикеты стояли трое суток, люди в них менялись посменно. Кстати, местное население не помогало солдатам, а помогало нам. Не за мешок муки, от чистого сердца, по зову долга. Помогала милиция, помогали железнодорожники. Ну а если солдату удавалось поймать попутку и всё-таки вырваться из кольца, дома его тоже ждал пикет - замполит роты и прапорщик. Как правило, родители сдавали солдат. Никому не хотелось, чтобы сын попал в тюрьму.
Вот так мы, и я в том числе, ловили солдат. А кто их ещё будет ловить? Солдат без оружия, опасности для населения не представляет, хотя были случаи грабежа местных, из-за гражданской одежды. Милиция в пикеты в тайгу не пойдёт. Вертолёты никто не пошлёт. КГБ на такие пикники не ездит, у них важная работа, очень важная. А мы за каждого солдата отвечали. И чтобы не замёрз в тайге. И чтобы волки не съели тоже. Кажется, шуточки. Ан нет. И вылавливали всех, двое суток - самовольная отлучка, не уголовка. Многих спасли. И от тюрьмы тоже.
Почему я рассказываю всё это? Да потому что я отлично знаю, как ловят в тайге людей и как обустроены места пикетов. Ну вот, обо мне история закончена, теперь о том, как ловили беглых заключённых в Ивдельлаге. А я просто поделился с вами своим личным опытом.
Давайте посмотрим руководящие документы, как должно быть, а потом сделаем анализ, как было.
В одной из прошлых статей я уже касался вскользь Приказа НКВД СССР N 0024 1943 года. Сегодня настало время проанализировать раздел 5 введённой этим приказом инструкции полностью.
Итак, раздел 5. Действия при попытке заключённых (заключённого) бежать из тюрьмы.
"п. 32. Мероприятия по предотвращению побегов заелючённых из тюрем с исчерпывающей полнотой предусмотрены соответствующими положениями, приказами, циркулярами и инструкциями. "
Это то, о чём я сегодня рассказывал на примере армии. В местах заключения была создана целая система контроля за наличием заключённых, и если соблюдать все эти приказы и инструкции, то побег без нападения на конвой или охрану в принципе невозможен. Как это соблюдалось в Ивдельлаге в 1959 году, где был страшнейший дефицит сотрудников лагерей, мы разберём дальше.
"п. 33. Попытка побега может иметь место:
а) путём прямого нападения на надзирательский состав тюрьмы, при отсутствии должного отпора нападению со стороны состава охраны;
б) без нападения на охрану тюрьмы, путём использования тех или иных нарушений в организации охраны (конвоирования)."
Конечно, правильное рассуждение. Если заключённый убежал - в любом случае виноваты сотрудники лагерей - либо отпор не дали, либо нарушили порядок охраны. Но это на бумаге гладко, где стоит сотрудник лагерей и охраняет стоящих перед ним заключённых (один на десять заключённых по нормам). А в жизни всё сложнее. И соотношение "один на десять" не получается, и все эти люди как-то движутся.
"п. 34. Пресечь попытку побега - значит, задержать заключённого ранее, чем он скроется из поля зрения преследующих его сотрудников тюрьмы."
То есть, пространственные границы задержания - поле зрения. Если задержали или застрелили в поле зрения - попытка побега предотвращена, побега нет. Ну, а то, что и человека может быть больше нет, это не главный вопрос.
"п. 35. Для успешного задержания заключённого необходимы быстрота, чёткость и слаженность действий как постовых надзирателей, так и всех находящихся в этот момент на территории тюрьмы сотрудников тюрьмы."
Ну здесь не могу не капнуть ложечку мёда в бочку с версией сотрудников лагерей. Сейчас как-то поутихло, а в былые времена разворачивались целые баталии по поводу термина "сотрудники лагерей". Видите, в официальном документе используется термин "сотрудники тюрьмы". И явно заниматься пресечением побега должны были не уборщицы и не прачки, а административный и охранный состав. А инструкция и для тюрьмы, и для лагерей. Но если в тюрьме сотрудники тюрьмы, то в лагерях сотрудники лагерей. Ну это же так? Разве кто-то может с этим поспорить?
А по сути инструкции. Вы заметили, пресечением побега должны были заниматься все сотрудники, то есть была общая тревога и все сбегались к месту побега, хватали беглеца и водворяли в зону.
"п. 36. Постовые надзиратели наружных постов практически преследовать бегущего не могут (так же как и надзиратели внутренних постов). Но они обязаны без предупреждения и без выстрелов в воздух открыть огонь по беглецу, не допуская никакого промедления."
Вот кто должен был застрелить или ранить беглеца. Пока он не скрылся из виду. Понятно, что пока по беглецу ведётся огонь, никакого задержания и преследования быть не может, никто под пули не полезет. И вот именно постовой надзиратель обязан был застрелить беглеца. Но не все успевали, не все попадали по бегущему человеку. И тогда начиналось преследование.
"п. 37. Дежурная вооружённая группа надзирателей во главе с дежурным пом. нач. тюрьмы должна действовать по задержанию пытающегося бежать заключённого (заключённых) быстро, настойчиво и решительно."
Ну вот смотрите, если постовой надзиратель подстрелил беглеца, дальше с ним работает дежурная резервная группа. Она вооружена. В неё может попасть в данные сутки любой из сотрудников лагерей. Она может преследовать беглеца. Она может стрелять по нему. И особенно тем, кто давно служил, с большой вероятностью приходилось это делать - стрелять в человека. Что делать, такова профессия.
"п. 38. На помощь постовым надзирателям и резервной группе по первому сигналу тревоги, поднятой в связи с побегом, должны явиться (бегом) все сотрудники тюрьмы, находящиеся как на территории тюрьмы, так и вблизи её."
Смотрите,когда завыла сирена, в колонию бегут все сотрудники лагерей, кто эту сирену слышит. И из дома тоже. А поскольку жилой посёлок сотрудников лагерей примыкал к зоне или находился вблизи неё, с момента объявления тревоги беглеца ловили всем миром.
"п. 39. Преследование за пределами тюремной ограды и местный розыск осуществляется силами начальствующего и надзирательского состава тюрьмы (не занятого на постах) и силами милиции. Ну, милиция - это для городов, капитан Чудинов не участвовал в розыске беглых заелючённых. А вот начальствующий и надзирательский состав участвовал. И любой из офицеров и сверхсрочников мог оказаться в группе преследования.
А вот следующие три пункта очень важны, потому что раскрывают содержание мероприятий по поиску и задержанию сбежавших заключённых. И вы знаете, они почти полностью повторяют то, о чём я рассказывал вам по собственному опыту.
Итак, как это организуется.
"п. 40. Преследование беглецов за пределами тюремной ограды и местный розыск организуются лично начальником тюрьмы.
Для быстрого и успешного проведения преследования и розыска беглецов начальник тюрьмы обязан иметь постоянно действующий и систематически уточняемый план организации преследования и розыска, составляемый им лично.
План должен включать в себя:
а) карту района, на территории которого расположена тюрьма с нанесёнными на карте дорогами, населёнными пунктами, ж.-д.-станциями, совхозами и т. д.,
б) список всех органов милиции (включая ж.-д.), с которыми есть связь из города,
в) адрес и телефон, по которому должны быть вызваны розыскные собаки,
г) перечень вероятных маршрутов, которые могут быть избраны беглецами в целях скорейшего ухода от преследования,
д) списки сотрудников тюрьмы, хорошо знающих город и его окрестности или отдельные населённые пункты района."
Что здесь важно, кроме содержания плана? То, что поиск и задержание беглецов возлагались на начальника той колонии, из которой был совершён побег. И это значит, что оперативная группа была не одна, где-то далеко в Ивделе, прибытия которой не дождёшься. Нет, оперативные группы создавались во всех колониях. В том числе в Вижае и в колониях к северу от Вижая. И такая оперативная группа в районе похода группы Дятлова существовала. Это очень важная информация.
А теперь давайте посмотрим, как это всё проводится.
"п. 41. Все средства для преследования и местного розыска должны быть использованы немедленно, по обнаружении побега заключённого и независимо от времени суток.
В первую очередь принимаются следующие меры:
а) производится преследование по следу, для чего вызывается розыскная собака местного уголовного розыска,
б) организуется преследование по путям вероятного движения бежавшего, с этой целью в определённых направлениях высылаются группы вооружённых надзирателей (2 - 3 человека), по возможности из числа тех, кто знает заключённого в лицо,
в) высылаются дозоры из вооружённых надзирателей на местные вокзалы, ж.-д. станции, пристани или автогужевые и просёлочные дороги, которыми бежавший может воспользоваться для побега из населённого пункта, где расположена тюрьма,
г) производится "прочёсывание" лесного массива, кустарника, зарослей, если есть малейшее предположение, что заключённый скрылся в лесистой местности,
д) сообщается о побеге (по телефону или нарочным) начальнику местного органа НКВД, начальникам органов милиции и соответствующим работникам местных транспортных органов НКВД."
Итак, немедленно высылаются дозоры из 2 - 3 вооружённых человек. В районе северных колоний Ивдельлага куда? В 41-й квартал, во 2-й Северный посёлок и в избу на Лозьве. Вот для чего сотрудники лагерей поддерживали эти объекты в состоянии, пригодном для нормальной жизни. Вот откуда сотрудники лагерей на этих объектах. Вот почему о них нельзя было говорить. Вот почему они старались не встречаться с туристами. По версии сотрудников лагерей, во 2 Северном посёлке был постояннодействующий кордон. Возможно и так. А возможно, это было место пикета оперативной группы. И чтобы оно было готово принять пикет, оно должно было поддерживаться в состоянии, пригодном для проживания. План начальника колонии был секретным. И все действия, связанные с ним, тоже были секретными.
Кроме того, в Ивделе был оперативный отряд. Но о нём позже.
Мы ещё не до конца разобрали инструкцию.
"п. 42. После проведения первоочередных мероприятий по розыску бежавшего, не дожидаясь их результатов, начальником тюрьмы последовательно принимаются следующие меры:
а) если сбежавший проживал до ареста в одном из районов, прилегающих к пункту нахождения тюрьмы, его квартира и квартиры его родственников берутся под тщательное наблюдение, в более вероятных точках появления бежавшего выставляются вооружённые засады, в состав которых назначаются преимущественно сотрудники, знающие приметы бежавшего (бежавших) и хорошо знающие местность (засада выставляется, не привлекая внимания населения, проживающего поблизости от засады),
б) размножаются фотокарточки бежавшего и с указанием примет рассылаются в местные отделения милиции, транспортные органы НКВД и ж.-д.-милиции ближайших ж.-д.-станций,
в) проводится тщательное расследование обстоятельств совершения побега, при которых должны быть установлены не только виновные в допущении побега, но и выявлены все сведения и детали, имеющие значение для розыска бежавшего или могущие навести на его след, эти сведения немедленно реализуются в ходе розыска,
г) сообщается о побеге (по телеграфу или по телефону) начальнику тюремного отдела."
Эта статья тоже очень схожа с тем, что я рассказывал про поиски сбежавших солдат. Но она даёт ответ и ещё на один важный вопрос. Часто спрашивают - Как сотрудники лагерей могли организовать нелегальный кордон во 2-м Северном посёлке без разрешения хозяина посёлка - Северной геологической экспедиции? Да вот так и могли. Уж если в городе имели право в тайне от жителей организовать засаду вооружённых сотрудников лагерей, то в таёжном нежилом посёлке тем более. Вот и ответ вам ещё на один вопрос про сотрудников лагерей.
Читаем дальше.
"п. 43. Для обеспечения мероприятий по розыску, особенно первоначальных, связанных с привлечением большого числа людей (высылка групп преследования и дозор, выставление засад, прочёсывание леса) мобилизуется весь наличный начальствующий, надзирательский состав, свободный от дежурства, и в случае необходимости, несение службы в тюрьме на это время переводить на две смены".
Вот что получается. Кроме оперативной группы, все сотрудники лагерей участвовали в мероприятиях по розыску и задержанию беглецов. И значит, все сотрудники лагерей имели для этого соответствующую подготовку и соответствующий опыт.
Я забыл вам сказать, что независимо от того, бежали солдаты из части или нет, не реже одного раза в месяц проводились внезапные тренировки по отработке этого плана с реальным убытием групп на местность. Естественно предположить, что такие регулярные тренировки проводились и в колониях. Поэтому поддержание мест пикетов и кордонов в пригодном для жизни состоянии было не последней задачей сотрудников лагерей.
И последний пункт из этого раздела.
"п. 44. Задержанный бежавший заключённый должен водворяться в тюрьму с особыми предосторожностями от повторного побега от конвоирующих по дороге в тюрьму.
Во всех случаях, когда число задержанных беглецов превышает численность конвоирующей задержанных группы сотрудников тюрьмы, а также в условиях плохой видимости, лесных дорог, преодоления водных преград, старший в группе имеет право применить связывание рук задержанного."
Не знаю, связывали туристов сотрудники лагерей или нет, но инвентарь для связывания им было положено иметь с собой.
Ну вот и всё о том, как было положено ловить беглых заключённых. Это руководящий документ. И он дал нам много интересной информации.
Но давайте посмотрим, а применялся ли он реально в Ивдельлаге или лежал в сейфе мёртвым грузом, и если применялся, то как часто? Сделаем это в продолжении этой статьи.
Продолжение следует...
А я говорю вам - До свидания, уважаемые читатели! До встречи на канале!