В Нигерии, в штате Абиа, есть город Аквете, который известен на весь мир своими тканями ручной работы. История появления этих тканей полна чисто африканского мистицизма, поэтому к их изготовлению никогда не допускаются мужчины.
На въезде в город стоит памятник первой ткачихе Аквете, которую звали Даада Нваката. Однажды она увидела сон, в котором духи предков даровали ей видение. После этого она и занялась ткачеством. В этом видении она получила четкие указания на то, что это ремесло должно быть исключительно женским и передаваться от матери к дочери. Для мужчин ткачество - жесткое табу.
Старейшины Аквете комментируют это примерно так:
Мы принимаем такое положение вещей с первых дней нашей жизни. Какую бы радость и любовь мужчины ни испытывали по отношению к ткачеству, мы не осмеливаемся заниматься им. Это табу и серьезное оскорбление для наших женщин. Это их право, это их наследие. Ни один мужчина, рожденный женщиной, не может отнять это у них.
Мужчины Аквете всегда были рыбаками, в то время как их женщины ткали одежду. Устная история Аквете гласит, что ткачество началось примерно в XV веке до прибытия британских колонизаторов.
Древние боги Аквете даровали Дааде Нвакате видение. Наши отцы предупреждали нас, что немногие упрямые мужчины, пытавшиеся заняться ткачеством, столкнулись с ужасными духовными проблемами.
Маленькие дети обоих полов могут быть на посылках у ткачих, но мальчиков, достигших подросткового возраста, к ткацким мастерским больше не подпускают. Зато девочки-подростки уже могут обучаться непосредственно ткачеству.
Для изготовления ткани Аквете требуется пряжа из хлопка, шелка и волокон дерева рафия. Ткацкий станок - вертикальный. Считается, что орнаменты для тканей даруются ткачихам во сне, никто не сидит и не придумывает их специально. Они утверждают, что знают более сотни различных мотивов, но обычно на одном куске ткани используется не более трех-четырех одновременно. Традиционно создателю нового мотива предоставляются неписаные авторские права. Социальный статус играет определенную роль в ношении ткани аквете, определенные мотивы предназначены только для членов королевской семьи или используются в качестве талисмана для защиты воинов, идущих в бой, или беременных женщин. Некоторые узоры зарезервированы для отдельных семей или мероприятий из-за обстоятельств, связанных с происхождением мотива.
Это очень дорогая ткань, которую используют только для крупных праздников: свадеб, похорон, церемоний вступления в должность вождя. Набор из двух отрезов тканей-компаньонов стоит от 18 000 до 80 000 долларов. Стандартный заказ для свадьбы - 30-40 таких наборов. В Нигерии принято на парадные события одеваться в одежду из одинаковой ткани, чтобы подчеркнуть общность семьи, клана, профессии. Поэтому на свадьбе, например, сразу понятно, кто гости со стороны жениха, а кто - со стороны невесты.
Изначально народ игбо просто заворачивался в два куска этой ткани: один вокруг бедер, другой - вокруг груди. Позднее ткань начали кроить, чтобы шить из нее платья, рубашки и штаны.
Стоимость ткани обусловлена высокой ценой натурального сырья, ручным производством и сложностью вытканных рисунков. Есть четыре основных вида дизайна Аквете:
- Этириети. Состоит в основном из полос и квадратов.
- Акпукпа. Очень яркая ткань, ее чаще всего покупают представители других культур.
- Ахиа. Сложные рисунки, которые создаются за счет разного количества нитей основы.
- Огбанаонвейя. Дизайн, специально разработанный для сообщества Аквете.
Будучи традиционной тканью народа игбо, Аквете проигрывает на рынке другой ткани ручной работы - Асо Оке, принадлежащей народу йоруба. Асо Оке менее дорогая ткань, ее делают только из хлопка, и она имеет более простой дизайн, в основном вариации на тему полоски.
Очень многое зависит и от поддержки государства: если наладить поставки сырья и сбыт, ткань будет дешевле, наладится товарооборот. Ткачихи даже готовы осваивать современное ткацкое оборудование, было бы кому его для них закупить! Поэтому для Аквете огромным событием стало избрание губернатора штата, который сделал эту ткань частью своего официального имиджа.
Таким образом, хотя мужчины и не допускаются к самому процессу ткачества Аквете, от них напрямую зависит, будет ли это ремесло существовать вообще. Думаю, им можно доверять: просто посмотрите на этого обаятельного нигерийского певца, выступающего под именем Chief Akwete! :)
В целом, это очень характерно для африканской культуры: в важных процессах мужчины и женщины играют разные роли, но имеют равную значимость. Поэтому мужчинам Аквете очень легко принять, что ткачество для них - табу, хотя в других штатах Нигерии таких ограничений не существует.
С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)