Найти в Дзене
Четыре Пера

Драгана Трифкович: У Вучича плохо с кадровыми резервами, поэтому он тасует одну и ту же колоду

Политик и политолог, экс-советница Народной Скупщины Республики Сербия Драгана Трифкович дала «Четырём перьям» эксклюзивное интервью о новом составе сербского правительства. 30 апреля Милош Вучевич, кандидат на пост премьер-министра Сербии, объявил состав нового правительства республики. Его должна утвердить Скупщина, но здесь практически формальность. На парламентских выборах 17 декабря 2023 года правящая Сербская прогрессивная партия получила почти 50% голосов. Поэтому в коалиции с социалистами она не имеет никаких проблем с утверждением кабинета министров. Главная плохая новость - как мы и опасались, министром иностранных дел назначен либерал-западник Марко Джурич, до недавнего времени - посол в США. 29 апреля президент Александр Вучич подтвердил неизменность европейского пути Сербии. К сожалению, очевидно, что назначение Джурича - шаг в сторону ублажения западных партнёров и попыток как-то пролезть в Евросоюз. Впрочем, Брюссель ставит непреодолимое условие: признание Белградом неза

Политик и политолог, экс-советница Народной Скупщины Республики Сербия Драгана Трифкович дала «Четырём перьям» эксклюзивное интервью о новом составе сербского правительства.

30 апреля Милош Вучевич, кандидат на пост премьер-министра Сербии, объявил состав нового правительства республики. Его должна утвердить Скупщина, но здесь практически формальность. На парламентских выборах 17 декабря 2023 года правящая Сербская прогрессивная партия получила почти 50% голосов. Поэтому в коалиции с социалистами она не имеет никаких проблем с утверждением кабинета министров.

Главная плохая новость - как мы и опасались, министром иностранных дел назначен либерал-западник Марко Джурич, до недавнего времени - посол в США. 29 апреля президент Александр Вучич подтвердил неизменность европейского пути Сербии. К сожалению, очевидно, что назначение Джурича - шаг в сторону ублажения западных партнёров и попыток как-то пролезть в Евросоюз.

Впрочем, Брюссель ставит непреодолимое условие: признание Белградом независимости Косово. Даже положение Охридского договора февраля 2023 года о приштинском режиме, которое официальный Белград не подписал, еврочиновники включили в обязательную часть переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз. И ориентированная на Запад сербская властная элита ничего сделать не в состоянии.

Из хорошего. Заместителем председателя правительства назначен Александр Вулин, который имеет пророссийскую позицию. Осенью 2023 года он вынужден был покинуть пост главы Агентства безопасности и информирования (БИА, главной сербской спецслужбы) из-за того, что попал под санкции США. А теперь получилось, что ему досталась другая важная должность.

А бывший глава МИД Ивица Дачич, тоже ориентированный пророссийски, займёт кресло министра внутренних дел. После неудачи Социалистической партии Сербии, главой которой был Дачич, на декабрьских выборах практически не было сомнений, что должность министра иностранных дел он не сохранит. Хорошо, что Дачич занял другой серьёзный пост.

В целом два пророссийских назначения свидетельствуют о том, что Александр Вучич стремится сохранить определённый баланс между прозападными и патриотическими силами. Хоть и с небольшим креном в западную сторону.

Радикальных изменений не произошло, многие члены правительства сохранили свои посты, в том числе, увы, и откровенно антироссийские - такие как министр энергетики и горной промышленности Дубравка Джедович-Ханданович.

Обращает на себя внимание включение в правительство Милицы Джурджевич-Стаменовски из русофильской партии «Заветници». Очевидно, в обмен на поддержку правящей СПП на повторных выборах в Скупщину Белграда, намеченных на 2 июня. Должность, которую она получила, является больше символической. Джурджевич возглавит министерство заботы о семье и демографии. Но присутствие во власти она таким образом обозначила. Что дало возможность сербским патриотическим силам в очередной раз заявить, что «Заветници» только обозначают борьбу с Вучичем, на самом деле будучи провластным проектом.

17 декабря на выборах в Белградский горсовет Сербской прогрессивной партии не удалось получить большинство голосов, поэтому белградчанам придётся второй раз прийти на избирательные участки.

В отличие от «Заветников», которые в Скупщину не прошли, единственное прорусское движение, которое преодолело ценз в 3% (4,82% в сербский парламент и 5,5% в Белградский горсовет), - «Мы - голос из народа» - в коалицию с партией Вучича вступать отказалось. Соответственно и мест в правительстве не получило.

На фоне объявления состава нового кабинета министров президент Вучич 1 мая заявил, что неделя с 13 по 17 мая окажется самой тяжёлой для сербского народа, потому что может состояться голосование и в Генеральной Ассамблее ООН о признании сербов геноцидным народом, и в комитете министров Совета Европы о принятии туда так называемой республики Косово.

Прокомментировать состав нового сербского правительства мы попросили Драгану Трифкович, гендиректора Центра геостратегических исследований (Белград), бывшую советницу Народной Скупщины Республики Сербия. Вот что она рассказала международному обозревателю «Четырёх перьев», эксперту-балканисту Владимиру Сапунову.

- Предложение о составе правительства Сербии опубликовано всего за два дня до истечения установленного законом срока для формирования нового кабинета министров. Новый состав сербского парламента был понятен 6 февраля. А срок создания правительства - 90 дней с момента начала работы Скупщины, то есть он истекает 6 мая (в Сербии дни с 1 по 6 мая нерабочие, Первомай, Великая Пятница, Пасха)...

- Было вполне ожидаемо, что формирование нового кабинета затянется до последнего момента, поскольку правящий режим, показавший хороший результат на предыдущих выборах и получивший большинство в сербском парламенте, руководствуется тактикой выигрывания времени. Александр Вучич несколько раз заявлял о том, что правительство сформируют, в итоге дотянули до последнего.

Хороший результат правящей коалиции на последних выборах обусловлен плохой работой оппозиции, как левой, так и правой, которая во многом обманула доверие граждан.

Некоторые имена политиков, близких к Александру Вучичу, уже давно находились в центре внимания общественности, и ожидалось, что они заберут определённые портфели. Председателем Национального собрания была избрана предыдущий премьер-министр Сербии Ана Брнабич, возглавлявшая правительство с 2017 года.

О составе нового правительства можно точно сказать, что предложенные люди лояльны Александру Вучичу и большинство из них ранее занимало министерские должности в различных ведомствах. Практика такова, что определённое количество министров уже давно ротируется, поэтому особых сюрпризов нет.

Ожидается, что предложение по составу нового правительства примут, учитывая, что правящий режим (СПП плюс СПС) имеет парламентское большинство (147 из 250 депутатов). В новом правительстве будет 31 министр, из которых пять - без портфелей. В предыдущем правительстве под руководством Брнабич насчитывалось 25 министров с портфелем и три - без. Смена главы правительства говорит о необходимости для Александра Вучича как-то угодить гражданам Сербии, учитывая, что Ана Брнабич была крайне непопулярна, в том числе из-за нетрадиционной сексуальной ориентации.

Состав правительства призван поверхностно удовлетворить запросы патриотической общественности. Поэтому в нём будут определённые чиновники, риторически выступающие за защиту государственных и национальных интересов. С другой стороны, вне зависимости от кадровых решений следует ожидать, что правительство Сербии продолжит согласовывать свои позиции прежде всего с Вашингтоном, как до сих пор и происходило.

Необходимо упомянуть тот факт, что, хотя в Сербии нет акцентированной президентской системы, значительная часть полномочий правительства исполняется президентом республики. При том, что он не имеет права их забирать по Конституции. Практика передачи политической власти отдельным лицам, а не правовой организации системы существует в Сербии уже много лет.

- Президент Вучич в новом правительстве придерживается старой тактики, пытается сохранить баланс между Западом и Востоком?

- Так кажется только на первый взгляд. Вучич скорее создал иллюзию равных возможностей сотрудничества как с Востоком, так и с Западом. Более глубокий анализ приводит к выводу, что ключевые ведомства в новом правительстве возглавляют люди, которые, по мнению сербской общественности, близки к Вашингтону. Здесь речь идёт о министерстве иностранных дел во главе с Джуричем, который до сих пор был послом Сербии в Вашингтоне, затем о министерстве энергетики во главе с Джедович-Ханданович, а также о министерстве финансов во главе с Синишей Мали, который предложен на пост первого вице-премьера.

-2

С другой стороны, в новом правительстве есть два министра без портфеля - Ненад Попович и Александр Вулин, которые якобы настроены пророссийски. К сожалению, в отличие от персонажей, близких к Вашингтону, они не могут похвастаться слишком большими успехами в своей работе. Министерство обороны возглавит Братислав Гашич, доверенное лицо Александра Вучича. Ранее он занимал ту же должность, был главой МВД и БИА. За его плечами такие громкие - в кавычках - дела, как раскрытие заговора с целью покушения на Вучича, в реальности которого есть некоторые сомнения.

Помимо Гашича в новом правительстве появятся и другие люди, близкие и лояльные Вучичу, такие как Никола Селакович, Горан Весич, Ирена Вуйович, а также Милица Джурджевич, которая до сих пор позиционировала себя как оппозиция. Хотя было более чем ясно, что партия, которую она возглавляет, поддерживает режим. Здесь следует отметить, что партия Джурджевич даже в составе коалиции не смогла преодолеть необходимый барьер на предыдущих выборах, поэтому её участие в новом правительстве представляет собой нарушение воли граждан и награду за лояльность Александру Вучичу.

Министерство внутренних дел возглавит президент коалиционной партии СПС Ивица Дачич. Помимо Дачича в новое правительство войдут и другие члены СПС, такие как Славица Джукич Деянович (министр образования), Новица Тончев и Джордже Миличевич (министры без портфеля).

Хотя в Сербии в последнее время усилилась патриотическая риторика, до сих пор не предпринято никаких конкретных шагов по защите государственных и национальных интересов, когда речь идёт о международной политике и международном праве. Резолюция 1244 по Косово и Метохии в силу политических компромиссов со стороны Белграда (прежде всего имеется в виду Брюссельский договор 2013 года) не выполняется, а Космет практически полностью передан под контроль албанских сепаратистов. Сербия остаётся объектом жёсткой ЛГБТ-пропаганды*; страна подвергается прямому вмешательству американского посла в её внутренние дела.

Учитывая, что в новом правительстве опять - министерство европейской интеграции, которое возглавит беспартийная Таня Мишчевич, следует ожидать, что кабинет продолжит безальтернативную политику европейского пути, которая наносит Сербии огромный ущерб. Особенно после того как Брюссель официально включил условие признания Сербией независимости Косово в переговорный процесс о членстве в Евросоюзе.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что Республика Сербия продолжит свою нынешнюю практику мнимого балансирования между Востоком и Западом, идя на компромиссы с Западом, имеющим слишком большое влияние в Сербии. Власть и дальше будет пытаться выиграть время в ожидании прояснения геополитической ситуации. Того, чем закончится выяснение отношений между великими державами.

Большая проблема заключается в том, что сербская политическая сцена очень истощена и безальтернативна. Геополитические изменения (особенно победа России в специальной военной операции) должны способствовать позитивным процессам и приходу совершенно новых политических элит, но здесь процесс, который может длиться очень долго.

*ЛГБТ-движение признано в России экстремистским сообществом.

Автор(ы):  Беседовал и переводил с сербского языка профессор Владимир Сапунов, доктор филологических наук, эксперт по странам Балканского региона

-3
Драгана Трифкович: У Вучича плохо с кадровыми резервами, поэтому он тасует одну и ту же колоду - Четыре пера