Помните озорную частушку?
По реке топор плывет в сторону Чугуева.
Ну и пусть себе плывет, железяка... глупая.
Мы дивимся фантазии древних, населивших звездное небо всякими медведицами, псами, раками, козерогами и даже кентаврами. Но в 18 веке воображение астрономов приняло совсем удивительные формы, и созвездиям начали давать названия не мифических существ и не диких зверей из дикого леса, а научных приборов и технических изобретений.
Вот такие "железяки" появились в обозримой вселенной в 18 веке.
Созвездия Лакайля
Жил во Франции астроном-аббат Никола Луи де Лакайль (La Caille, 1713-1762), который много чего наоткрывал и дал этим открытиям интересные имена.
В звездном атласе Иоганна Элерта Боде "Уранография" (1801), о котором я уже тут писала, нововведения Лакайля с радостью учтены и предложены еще и свои, не менее интересные.
Как вам нравится созвездие "Пневматическая помпа" (или Насос)? - Antlia Pneumatica, а затем просто Antlia. Придумано Лакайлем, подхвачено Боде и прочими. Находится в Южном полушарии в окружении Кентавра, Гидры, Рыб и Паруса.
У Лакайля появились также созвездия:
Циркуль
Печь (Fornax), или Химическая печь - названо в честь химика Антуана Лавуазье
Часы, или Маятниковые Часы (Horologium) - это те самые, бабушкины, с ходиками
Октант (навигационный инструмент, типа секстанта, но только с восьмеричным делением шкалы)
Наугольник и Линейка (сокращенно - просто Norma), это инструменты всякого тогдашнего архитектора
Живописец, оно же - Станок (Конёк) Живописца, или попросту Мольберт
Компас (Pyxis)
Скульптор, оно же Станок Скульптора
Микроскоп и Телескоп (Microscopium, Telescopium) - микроскоп слева от Стрельца, Телескоп - справа
Новшества Боде
Боде развил идеи Лакайля и тоже кое-что назвал на свой лад. Ради своих детищ он отщипнул часть звезд от имевшихся систем, прибавил к ним соседние, скрепил собственной фантазией - и на небе засияла целая выставка достижений всенародного хозяйства эпохи Просвещения.
Заметим, никакой корысти Лакайль и Боде в свои нововведения не вкладывали. Ничего не называли в честь себя, любимых, или своего начальства. Скорее всего, они хотели увековечить технический прогресс и передовую науку.
Химическую Печь (Fornax) Боде переименовал в Химический аппарат (Apparatus Chemicus), переназвал также Станок Скульптора (Apparatus Sculptoris), убрав слово "конёк" (или "кобылка"). А между ними поместил Электрическую машину (Machina Electrica).
Прибор изображен по образцу, изобретенному в 1768 году англичанином Джесси Рамсденом (Jesse Ramsden, 1735-1800).
Как мне подсказали в комментариях, правильно называть это устройство нужно "электрофорной машиной", где электричество вырабатывается за счет трения. Слово "электрогенератор" сюда не подходит, да и появилось оно гораздо позже.
В натуре старинный девайс выглядел так.
Вообще-то попытки построить механические генераторы электричества предпринимались в Западной Европе с 17 века (Отто фон Герике, 1663), но про эти эксперименты мало кто знал, а в конце 18 века слово "электричество" вошло в оборот и стало модным, хотя до изобретения ламп накаливания было еще далеко.
Механические генераторы оставались востребованными вплоть до начала 20 века - такая штука имелась в калужском доме Циолковского. Дом стоял на окраине города в совершенно сельском окружении, никакого проводного электричества там не было, а великий ученый в нем нуждался. Вот и соорудил себе маленький генератор.
Астрономы первой половины 19 века поддержали начинания Лакайля и Боде и начали включать новинки в звездные атласы.
Английские атласы 1820-х годов
В 1822 году в Лондоне был опубликован звездный атлас, иллюстрированный Александром Джеймисоном, с очень длинным названием: A celestial atlas comprising a systematic display of the heavens in a series of thirty maps illustrated by scientific description of their contents and accompanied by catalogues of the stars and astronomical exercises ("Небесный атлас, включающий систематизированное изображение неба в серии из тридцати карт, иллюстрированных по научному описанию их содержимого и сопровождаемого каталогом звезд и астрономическими упражнениями").
На таблице 23 красуются новые созвездия, правда, Химическая печь названа Химическим Кабинетом.
А в 1824 году в том же Лондоне издали комплект астрономических карт "Зерцало Урании" ("Urania's Mirror; or, a view of the Heavens"), где появился очередной вариант названия химического агрегата (Химическая печь). Рисунки во многом были плагиатом с рисунков Джеймисона, зато исполнение - цветное и эффектное. Однако плагиат не полный: на картинке выше нет созвездия "Арфа Георга" (или "Лютня Георга"), а в атласе 1824 года - вот оно, под мордой Кита.
Про "арфу", она же "лютня" и "псалтерий" см. мою статью здесь.
Куда делись Телескопы?
Боде включил в свой атлас некоторые созвездия, предложенные австрийским астрономом венгерского происхождения Максимилианом Хеллом (1720-1792). Помимо упомянутой выше "Лютни Георга", это два астрономических прибора: Большой и Малый Телескопы Гершеля (названы в 1789 году в честь Уильяма Гершеля).
Большой Телескоп был расположен под созвездием Рыси, рядом с Близнецами. А Малый - под планетой Уран, открытой Гершелем в 1781 году, и поблизости от звезды Альдебарран.
Вот как изображен Большой Телескоп в "Уранографии" Боде. Там он назван просто "Телескопом Гершеля".
Сразу возникает вопрос: и что, все эти "железяки" так и плавают в небесах среди античных зверей и героев?
Нет, не все. Некоторые остались, другие позднее были отменены и не считаются теперь полноценными созвездиями. Так произошло и с обоими телескопами Гершеля, и с электрогенератором, и с лютней Георга. Другие слегка изменили название в сторону сокращения, утратив изначальные коннотации (просто Fornax, Печь, без отсылки к химии и к достижениям Лавуазье).
А в старинных атласах они уцелели вместе с картинками, по которым можно судить, насколько точно изображались тогда всякие технические устройства.
--
Вопрос о наименовании космических объектов рано или поздно вновь должен всплыть на поверхность не только близ города Чугуева, но и в других масштабах. Сейчас выглядит нормальной номенклатура звезд, планет, галактик и туманностей по номерам из каталогов Мессье или Глизе с номерами и литерами. Но жить на планете со стандартным именем и сложным номером... как-то не очень комфортно. Недаром фантасты дают своим вымышленным планетам красивые или хотя бы звучные имена. Вот и в моей космоопере есть планеты Арпадан, Намму, Тиатара, Виссевана, Лиенна и прочие.
В романе "Возвращение Улисса" принц-композитор Ульвен Киофар Саонс выражает желание посвятить свою ораторию "Тиатара" (музыкальный портрет родной планеты) юной родственнице, в которую он влюблен - девушке-астроному Оллайе Саонс.
Оллайя смутилась и опустила глаза. А потом в воцарившейся тишине мягко произнесла:
— Спасибо, Ульвен, но… Я думаю, лучше не стоит. «Тиатара», ты сам сказал — для всех. И про всех. Если ты посвятишь мне что-нибудь сочиненное для меня или только для нашей семьи, тогда я приму твой дар с удовольствием. А иначе… несправедливо. Это было бы словно… ты подарил мне планету. Целый мир. Ни с того ни с сего.
— Но астрономы и космоплаватели, открывая небесные тела, вправе называть их именами близких. Не так ли, дядя Ассен?
— Да, по нынешним правилам, это так, — согласился Ассен. — Но только если у небесного тела нет другого названия, ни местного, ни занесенного в каталоги.
— Планета Гизела Валерия, ранее безымянная, получила свое имя в честь моей покойной супруги, — напомнил барон Максимилиан Александр.
— А я назвала открытую мною комету нашей семейной фамилией, Саонс, — с тихой гордостью добавила Оллайя.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".