Продолжаю знакомить вас с настоящими профессионалами, энтузиастами своего дела. Сегодняшнего гостя «Пензенских встреч» можно назвать преданным и даже одержимым любимой работой человеком. Впрочем, судите сами…
Мой собеседник – старший тренер районного центра Пензенской области, города Кузнецка по боксу Владимир Александрович Рябченко, воспитавший чемпиона мира по боксу среди профессионалов – Романа Кармазина. А наш разговор я начал с вопроса о том, каким был путь в этот вид спорта у самого наставника…
– Работал я в Пензе 9 лет в пединституте секретарем парткома, а до этого окончил Высшую партийную школу в Ленинграде. В итоге – 2 института за плечами, потом аспирантура. Работал в обкоме партии. Но со временем я понял, что это – не моё. В 1982 году вынужден был уйти на тренерскую работу. Олег Александрович Рахматулин, ныне директор Спортивной школы олимпийского резерва, а в те годы работавший в структуре областного спорткомитета, спросил меня: «Поедешь бокс развивать в Кузнецк?» Я ответил согласием. Там мне дали квартиру. Сам же я родом из Тольятти.
– А как вы стали тренером чемпиона мира, и с какой стадии вы начали готовить Романа Кармазина, направляя его к этим ярким победам?
– Он у меня с 10 лет. До службы в армии мы с ним выполнили норматив кандидата в мастера спорта, а уже во время своей службы (он служил в Казахстане) стал мастером спорта. Потом я его отправил в ленинградский СКА, где и сам до этого боксировал во время своей службы в рядах советской армии. У меня там тренеры хорошие остались. Там его свёл с Игорем Лебедевым. Плюсом было и то, что у Романа дядя жил в этом городе. Я посоветовал ему там «дорасти». Это помогло ему в дальнейшем стать чемпионом мира среди профессионалов. Причем, один из боёв за звание чемпиона впервые в истории был проведен именно в Кузнецке, что дало ему возможность успешно продолжить свою карьеру в профессиональном боксе. Потом уже были Бельгия, Испания, Германия, где трижды мы выиграли Европу. А в Америке затем он и во второй раз защитил звание чемпиона мира по боксу среди профессионалов. Так и остался в США, живет там уже 7 лет, у него родился ребенок, а жена проживает в Санкт-Петербурге.
– У него российское гражданство?
– Двойное, у него ведь ребенок там родился, плюс к тому – живёт уже продолжительное время.
– А вы с ним поддерживаете связь?
– Да, он постоянно мне фотографии свои присылает. Кстати, работая тренером в Кузнецке, я также воспитал и победителя первенства Европы среди юношей Темирхана Алмакаева.
– Участвуя с вашими нынешними юными воспитанниками из Кузнецкого района в различных областных турнирах, на что рассчитываете, – есть ли спортивная цель, или важно само участие в турнире?
– Честно говоря, это просто тренировочные бои, но для детей – пойдет, это полезно для получения определенного соревновательного опыта. Целей определенных я не ставлю, если ездим на подобные соревнования, но, при этом, не признаю второе-третье места, только первые! Куда бы ни ездили, стараемся быть победителями. У меня ведь и тренировки очень жесткие и тяжелые, пульс держу обычно на уровне 180, чтобы была большая нагрузка, – это у меня в правилах опытного тренера.
– То есть у вас большой боксерский опыт?
– С 1973 года, как в армию ушел, и до 1982 года выступал на ринге. А тренерская работа у меня насчитывает уже порядка 45 лет. Я люблю видеть конечный результат своей работы. Не люблю, грубо говоря, лапшу на уши вешать. Работаю ежедневно с 5 утра до 9 вечера. Никаких развлечений у меня вообще нет, чисто тренерская работа, с утра и до вечера. Даже в воскресенья и праздники не отдыхаю. За все время вспоминаю эпизод, когда приехав с чемпионата Европы, решил первый раз в жизни отдохнуть в Арабских Эмиратах. Но и там уже через 10 дней меня потянуло домой…
– А не устаете жить в таком напряженном графике?
– Я умею восстанавливать свои силы. Например, занимался оздоровительным голоданием 21 день, чистил организм. У меня ведь и своя методика, в том числе, по воспитанию детей, начиная с грудного возраста. Я подготовил научное исследование по реабилитации детей дошкольного возраста. Плюс – методику по плаванию детей грудного возраста.
– А о своей семье что можете сказать?
– Мои дети, их трое (два сына и дочь), всё в точности прошли по моей методике, начиная с раннего закаливания. Через месяц после рождения они уже держались на воде, затем уже и плавали. Есть на эту тему и литература определенная. У меня в садике шестилетки на снарядах по моей методике показывали элементы перворазрядников по гимнастике. Повторяю – я должен видеть конкретные результаты своей работы, а не просто ходить и говорить всем, что я – тренер. Не люблю хвалиться, и хочу, чтобы другие люди говорили обо мне, – это для меня главное.