Существует мнение, будто проявившиеся после начала спецоперации артисты-русофобы являются порождением исключительно постсоветской эпохи. Это заблуждение сколь распространённое, столь и опасное: на самом деле антирусская либеральная культура имеет давнюю родословную — от Булата Окуджавы до Аллы Пугачёвой и далее до Веры Полозковой.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Когда после 24 февраля 2022 года представители либеральной культуры и шоу-бизнеса принялись проклинать Россию и признаваться в любви к украинским националистам, это вызвало и продолжает вызывать сначала удивление, а затем недоумение.
Удивление - потому как яростное выступление артистов против собственной страны и народа при любых политических взглядах в глазах адекватного человека выглядит странно.
Недоумение - зрителям нужно время, чтобы попытаться найти ответ на вопрос: ну как же так, мы ведь книги, фильмы, песни, роли этих людей так любили - а теперь эти любимцы пошли против нас?
Русофобия с солидной родословной
Если удивление действиями артистов-предателей - это реакция естественная, то недоумение - скорее следствие либо невнимательности либо нежелания замечать очевидное. Потому что культурная тусовка не просто давно заражена антипатриотическими идеями - у ненависти либеральной "творческой интеллигенции" к России и русским есть давние исторические корни. Настоящая родословная "творческой русофобии".
Конечно, можно сделать вид, что релоканты нескольких поколений, от 24-летнего (на момент начала СВО) рэпера Моргенштерна* до 68-летнего по состоянию на ту же дату Бориса Гребенщикова*, это порождение исключительно постсоветской эпохи. Мол, пришёл в нашу страну "дикий капитализм" с ещё более диким и к тому же развратным шоу-бизнесом - и наружу из артистов полезло всё самое худшее. То, что до поры до времени скрывалось жизненными обстоятельствами и маскировались проявлениями таланта.
В значительной степени это действительно так - в нашей стране на протяжении 30 лет выстраивалась система, когда главным мерилом успеха являются деньги, меру одарённости творческих людей определяет либеральная тусовка и СМИ, а любые соображения нравственности откровенно презираются. Но если посчитать, будто презрение ко всему русскому является чем-то относительно новомодным, это будет недооценкой врагов России. Ошибкой, которая может стать роковой.
Любить Родину из Америки - либеральная традиция
Ниточкой, уводящей от нынешних "культурных либералов" в прошлое, на страницы учебников с напечатанными звучными именами, стал скандал с семейно-творческим дуэтом бардов Сергея и Татьяны Никитиных.
Из эмигрантских далей в отечественное информационное пространство донеслись новости о том, что в конце мая на территории Черногории (с каким-то нетолерантным по нынешним меркам "цивилизованного Запада" названием страна для сборища выбрана - незачёт...) пройдёт фестиваль "Возраст счастья". Организует его народная артистка России в добровольном изгнании Чулпан Хаматова, участниками его будут релоканты с творческим багажом, а средства, собранные на этом шоу, планируется передать в пользу киевского режима.
И одну из строк в афише этого мероприятия и занимали Сергей и Татьяна Никитины - почтенного уже возраста исполнители знаменитых на протяжении десятилетий, с 1970-х, песен под гитару: "Александра, Александра...", "Если у вас нет собаки...", "Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании..." и многих других. До этого момента о Никитиных в контексте СВО не вспоминали - а тут присмотрелись к артистам и обнаружили, что они и против спецоперации выступили, и в США к сыну переехали, и в разных эмигрантских концертах регулярно участвуют.
Мгновенно под угрозой оказались запланированные на лето текущего года выступления Никитиных в Москве. И то ли поэтому, то ли по каким-то иным причинам, но артисты незамедлительно отказались от майской поездки в Черногорию, попутно заявив о своей любви к Родине и "лживости" сведений об их участии в сборе средств для Украины.
Особенно примечательно, что в своём обращении Никитины в качестве высшего морального авторитета вспомнили и процитировали Булата Окуджаву:
Совесть, благородство и достоинство -Вот оно, святое наше воинство.<...> Может, и не станешь победителем,Но зато умрёшь как человек.
"Как ты стоишь! Как рукою приклада касаешься!"
Сергей и Татьяна Никитины добровольно и чистосердечно прочертили линию родства, связывающую их и нынешнее поколение "испуганных патриотов" и не маскирующихся русофобов с прославленными деятелями советской и слегка постсоветской культуры. С теми либералами, которые долго и успешно, получая от государства множество почестей и привилегий, презирали и ненавидели Россию.
И снова может возникнуть недоумение: какая же может быть связь у только что прочитанного абзаца с Булатом Окуджавой? С любимым лирическим поэтом-песенником двух, а то и трёх поколений? С участником Великой Отечественной войны? С автором множества любимых песен, некоторые из которых считаются символом патриотизма - например, "Нам нужна одна Победа" и "Бери шинель, пошли домой"?
А вот такая связь - стоило Окуджаве получить вседозволенность безнаказанно произносить всё, что у него было на уме, так он в 1995 году начал не просто оправдывать чеченских террористов, а воспевать оды захватившему больницу в Будённовске Шамилю Басаеву:
То, что он [Басаев] совершил, конечно, печально и трагично. Но я думаю, что когда-нибудь ему поставят большой памятник. Потому что он единственный, кто смог остановить бойню.
При этом не нужно питать иллюзий: бороться с террористами и отстаивать безопасность своей страны Окуджава считал недопустимым лишь для русских. А вот когда он оказался на исторической родине предков, в Израиле, то от умиления женщинами в рядах ЦАХАЛа написал следующие строки:
Как ты стоишь! Как рукою приклада касаешься!В темно-зеленую курточку облачена...<...> Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!Выбора нет! Постарайтесь вернуться назад!
Согласитесь, как "мило": воспевать израильских женщин за готовность вести вооружённую борьбу с соседями, но пророчить России великий позор установки "большого памятника" Басаеву.
Каков учитель, таковы и ученики
Увы, но в случае с Окуджавой мы имеем дело не с отдельным примером выжившего на старости лет из ума артиста - Булат Шалвович был среди старшего поколения мэтров не одинок в своих взглядах. Да и "духовных потомков" у него оказалось немало.
Нетрудно догадаться, что Окуджава был кумиром и примером для, скажем, того же антирусского писателя Дмитрия Быкова*. Не случайно один из самых известных нынешних либералов собственноручно написал биографию барда-шестидесятника для легендарной литературной серии "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ) - книга вышла в 2009 году.
А сейчас Быков* бьёт все рекорды русофобии: и о кровавой смуте в России мечтает, и "безмозглый" русский народ оскорбляет, и деньги на дроны для боевиков киевского режима собирает, и удары украинских националистов по нашим городам "с пониманием" встречает, и по поводу трагедии в "Крокус Сити Холле" ёрничает (мол, обещали же, что при Путине такого не будет).
"Уж лучше во имя людей признать поражение..."
Но ведь и буквально вчерашний (во многом ещё и нынешний) отечественный шоубиз связан с Окуджавой близкородственными мировоззренческими связями. Хотя бы через Аллу Пугачёву, которая этот шоу-бизнес во многом (пусть и не во всём) выстроила и контролировала.
В 2002 году в связи с терактом чеченских сепаратистов и международных террористов на Дубровке "примадонна" призвала Россию, по сути, к немедленной капитуляции перед убийцами женщин и детей:
Все против... этой непонятной, грязно пахнущей войны, где страдают, в общем-то, обе стороны: и чеченская, и русская. Уж лучше во имя интересов людей, невинно страдающих и погибающих не знамо за что, признать поражение в войне, чем вот так долго продлевать эту кровавую победу.
Легко услышать и нетрудно узнать знакомые нотки - те самые, окуджавовские, про памятники террористам...
Да и восхваление бардом "воительниц ЦАХАЛа" тоже даром не прошло: семена упали в благодатную либеральную почву, взошли и дали свои плоды. Поэтому не стоит удивляться тому, как отчаянные "нетвойнисты", не простившие России её "боёв с соседями", в 2023 году горячо поддержали Израиль в варварских ковровых бомбардировках жилых кварталов сектора Газа.
Так, репатриировавшийся актёр Анатолий Белый (Вайсман)* написал в соцсетях:
Израиль выстоит, Израиль победит. А всем вам [тем, кто вспомнил артисту его "нетвойнистские" лозунги], кто изрыгает здесь свой яд, - захлебнитесь им. Нелюди.
А ещё один отправившийся на "родину предков" гуру либеральной культуры, лидер рок-группы "Машина времени" Андрей Макаревич* не только одобрил действия израильской армии ("считаю часы и дни до победы наших солдат"), но и на словах выразил сожаление о невозможности (70 лет всё-таки...) самому взять в руки оружие.
Да, это они - прямые духовные потомки и наследники Булата Окуджавы.
"Ребята воюют лично за меня и за моих детей"
И ведь беда и печаль не в том, что автор очаровательно-изящных, словно кружевные занавески, песенных стихов Окуджава оказался ненавистником России и дал изрядное "потомство" единомышленников. А в том, что если присмотреться к "столпам" современной отечественной культуры, то подобных "антирусских родословных" обнаружится немало.
Например, другие титаны и кумиры эпохи шестидесятников - Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Ахмадулина в последние двадцать лет своей жизни (умерла поэтесса в 2010-м) проявила себя как ярая либералка. И подпись поставила под печально знаменитым "Письмом 42" в 1993 году с требованиями репрессий в отношении антиельцинских политических сил, и за "мирные переговоры" в ходе обеих чеченских кампаний выступала.
А Евтушенко, доживший до Евромайдана (ушёл из жизни в 2017-м), написал в честь украинских националистов стихотворение "Государство, будь человеком!". Причём в 2015-м, когда пагубность и кровавые итоги государственного переворота в Киеве стали очевидны, поэт всё равно не отказался от своей поддержки "мирных демократических выступлений".
Показательно, что в том же интервью Евтушенко назвал молодую либеральную поэтессу Веру Полозкову едва ли не своей творческой преемницей. Что ж, Евгений Александрович не ошибся: уже после начала СВО Полозкова проявила себя, как говорится, во всю ширь художественной натуры.
Так, ещё в 2022 году она заявила, что население Донбасса чуть ли не само повинно в геноциде русских со стороны Киева:
Аллеи ангелов <места захоронения погибших донецких детей> не было бы никакой, если бы не вторглись туда с полусумасшедшими людьми, с бандитами, со Стрелковым этим... <...> Если бы их не было, ничего бы не было, не было бы никакой Аллеи ангелов.
Ну и собственной гражданской позиции Вера скрывать не стала, даже не признавшись, а похваставшись активной помощью Вооружённым силам Украины, воюющим против русских солдат и гражданского населения:
У нас от концертов всегда часть денег идёт строго в Украину, мое подруге, которая собирает на тактическую медицину, обмундирование и бронежилеты для ЗСУ [сокращение от украинского словосочетания " Збройні сили України"]. <...> Я считаю, что ребята воюют за меня. Лично за меня и за моих детей, которые благодаря армии ЗСУ, если она победит, а она победит, просто нужно время, смогут когда-нибудь приехать в Россию.
Есть ли необходимость разъяснять, какую именно армию Полозкова считает своей, чьей победы ждёт и старается приблизить? Кажется, это излишне...
Дела семейные, антирусские
В некоторых случаях родство по "антирусской линии" совпадает с семейной родословной, русофобия в прямом смысле слова передаётся по наследству. Наглядный пример - семейство Гельманов.
Родившийся в 1933 году и недавно отметивший 90-летие Александр Гельман прославился в советские годы как драматург и киносценарист. Особенно ему хорошо давались сюжеты на "производственную тему" - когда на базе событий, связанных с недостатками социалистического строительства, раскрывались общественные проблемы и личностные конфликты. Снятые по сценариям Гельмана-старшего фильмы "Ночная смена", "Премия", "Мы, нижеподписавшиеся" и другие заняли весьма достойное место в истории отечественного кино.
Однако после распада СССР воспеватель "строительства социализма" Александр Гельман проявил себя не только как радикальный либерал, но и как последовательный русофоб. Подпись под "Письмом 42", протесты против чеченской войны, поддержка Евромайдана и попыток государственного переворота в Белоруссии (2020), выступление против поправок к Конституции России - весьма "достойный" послужной список.
Старший сын сценариста Марат Гельман* стал прилежным продолжателем либерального дела отца. На протяжении 30 лет, вплоть до начала спецоперации, он был одним из самых вредоносных распространителей в нашей стране так называемого "современного искусства". Всевозможные "инсталляции" и "перформансы", созданные на стыке извращений и антирусских провокаций, рекламировались Гельманом * как "мировые культурные тренды" и добрались до крупнейших музейных площадок страны, включая Государственную Третьяковскую галерею.
А когда антирусским либералам непосредственно в России стало некомфортно, Гельман* сбежал за границу, где до сих пор старается слепить из либералов-предателей то ли "правительство в изгнании", то ли "авангард будущей революции".
При этом он не ограничивается словами, но и, по некоторым данным, оказывает финансовую поддержку террористическим группам, осуществляющим вооружённые нападения на приграничные населённые пункты России. Своей позиции Марат Гельман* не скрывает:
Сейчас идёт война. В этой войне Российская Федерация является агрессором. Мы на стороне Украины. Мы желаем Украине скорейшей победы.
Что с того?
Примеры "русофобской родословной" можно, увы, отыскать практически в каждой сфере культуры, науки, образования. И сам этот факт должен отрезвить тех, кто считает, будто антипатриотизм это примета исключительно нынешнего поколения звёзд культуры и шоу-бизнеса. Что всё ограничивается поколением Насти Ивлеевой, в худшем случае - заканчивается на Пугачёвой.
Нет, корни проблемы либеральной творческой интеллигенции куда глубже - а значит, русский народ ведёт давнюю и трудную борьбу с опасным и хорошо знающим наши слабости противником. Именно в таком ключе и стоит воспринимать обстановку и планировать действия по обновлению русской культуры. Как борьбу, в которой недооценка противника может обойтись чрезвычайно дорого.
* Анатолий Белый (Вайсман). Андрей Макаревич, Алишер Моргенштерн, Борис Гребенщиков, Дмитрий Быков, Марат Гельман - включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
________________
Промо:
Создали новый канал в Дзене, где рассказываем правду о мигрантах. Не просто говорим о проблеме, но предлагаем пути её решения.