Ушел из жизни второй свидетель по делу американской корпорации Boeing, который заявлял о нарушениях в конструкции гражданского лайнера Boeing 737 MAX. Почему против компании начали судебное разбирательство, какие катастрофы случились с самолетами этой модели и что стало их причиной, расскажет телеканал ОТР.
Почему умерли свидетели по делу Boeing
В марте 2024 года обнаружили тело электрика Джона Бернетта, который работал в Spirit AeroSystems — заводе Boeing. Полиция считает, что мужчина, вероятнее всего, совершил самоубийство. Однако друзья и близкие Барнетта отметили, что последние дни жизни он провел в отличном настроении, признаков депрессии никто не замечал.
Бывший аудитор отдела качества Spirit AeroSystems Джошуа Дин внезапно почувствовал себя плохо в середине марта. В больнице у мужчины диагностировали пневмонию: врачи назвали ее причиной серьезную бактериальную инфекцию. Мужчина сгорел от болезни буквально за пару недель, сообщила газета The Seattle Times. Оба бывших сотрудника давали показания о дефектах Boing 737 MAX, однако полиция не считает, что их смерть как-то связана с судебным разбирательством.
Трагедии с Boeing 737 MAX
Spirit Aerosystems — завод корпорации Boeing, с конвейеров которого сошел 737 MAX. Модель пассажирского самолета четвертого поколения создали, чтобы заменить ее предшественника — Boeing 737. Первый полет лайнера состоялся в 2015 году, напомнил 360.ru.
Новые самолеты поступили в массовое производство, и к 2018 году они уже стояли в парках многих авиакомпаний. Одной из них стала Lion Air, которая обслуживала трагический рейс 610 Джакарта — Панкалпинанг 29 октября 2018 года. Полет должен был длиться час, но всего через 11 минут после отрыва от взлетно-посадочной полосы самолет пропал с радаров: в этот момент он находился в районе острова Ява в Индонезии. Никто из восьми членов экипажа и 181 пассажира не выжил.
После авиакатастрофы представители Boeing заверили, что до вылета все технические неисправности лайнера точно были устранены. То же самое сказали механики воздушной гавани в Джакарте. По их словам, разве что немного барахлил датчик скорости в кабине пилотов. Позднее производитель признал, что трагедия случилась из-за неверных данных в системе предупреждения сваливания. Все авиакомпании, на балансе которых был 737 MAX, получили соответствующее предупреждение.
Двигатели лайнеров этого вида расположены таким образом, что при полете он немного задирает нос, из-за чего может потерять скорость и упасть. Чтобы предотвратить это, разработали специальную систему, которая корректирует положение самолета: она делает это на основе данных от датчиков угла атаки и скорости. Если происходит нештатная ситуация, система резко опускает нос лайнера. Этой функции не было на прошлых моделях семейства 737, поэтому пилоты не знали, что такое может произойти, и самолет ушел в пикирование.
Следующая катастрофа произошла 10 марта 2019 года во время рейса Аддис-Абеба — Найроби, который выполняла эфиопская авиакомпания Ethiopian Airlines. Самолет рухнул через семь минут после взлета, погибли восемь членов экипажа и 149 пассажиров. Авиаперевозчик как будто что-то предчувствовал, поэтому не стал передавать компании Boeing черные ящики, а отправил их в бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации во Франции. Там выяснили, что трагедия произошла по той же причине, что и в 2018 году.
Реакция мировой авиации на крушения
После второй катастрофы авиакомпании по всему миру предпочли забыть о существовании Boeing 737 MAX. В марте 2019 года Франция, Австрия, Германия и Великобритания закрыли свое небо для этих самолетов. Позднее так же поступили все страны Евросоюза.
Представители Boeing заявили, что работают над обновлением программного обеспечения для самолета, но многие страны все же решили не играть с судьбой. Так поступили Россия, Оман, Монголия, Казахстан, Вьетнам, Индонезия и Сингапур. Последними решение приняли США: возглавлявший тогда страну Дональд Трамп запретил полеты любых модификаций Boeing 737 MAX.
Но трагедия едва не произошла и после этих событий. В марте 2019 года лайнер перегоняли из Орландо в Южную Калифорнию, чтобы поставить на хранение, но всего через несколько минут после взлета возникли проблемы с двигателями. Экипажу пришлось экстренно посадить самолет.
Суд над Spirit Aerosystems
Оказалось, что Федеральное управление авиации США позволило инженерам Boeing практически самостоятельно сертифицировать самолеты, расширив их полномочия. Когда этот факт всплыл, у проверяющих появились основания сомневаться в объективности проведенных ранее тестов.
В декабре 2023 года работники Spirit Aerosystems подали коллективный иск к компании. Они заявили, что много раз предупреждали начальство о проблемах с безопасностью лайнеров. Выяснилось и то, что пилоты даже не садились за тренажер Boeing 737 МАХ, а обучались только на iPad.
Но несмотря на стопку нарушений многие страны все же возобновили полеты на этих лайнерах. В январе 2024 года аварийная дверь Boeing 737 МАХ на рейсе Портленд — Онтарио оторвалась при взлете. В зияющий проем вылетело одно из кресел и багаж пассажиров. Пилоты экстренно посадили самолет, поэтому никто не успел пострадать. Суд по делу продолжается до сих пор и еще, вероятно, появятся другие детали. На данный момент известно, что после посадки лайнера, который перегоняли в Орегон, в нем обнаружили оторванную обшивку.