Первый урок физики у семиклассников был по расписанию второго сентября. Ребята знали, что старый учитель – Николай Степанович, ушел на пенсию и всех интересовал вопрос – кто будет вместо него? После звонка все заняли места за партами и с нетерпеньем уставились на дверь. Наконец, она отворилась и в класс, торопливой походкой вошел невысокий, сухощавый, молодой мужчина, лет двадцати пяти с классным журналом в руках.
Он встал за столом, внимательно оглядел класс. Взгляд его, за стеклами очков прямоугольной формы, показался ребятам строгим. Но учитель мягко улыбнулся и произнес первые слова:
– Здравствуйте, мои ученики. Прошу садиться. – Сам он остался стоять.
Ребят удивило необычное приветствие, как правило, их называли – дети, или – ребята, а тут – мои ученики. Девчонки принялись перешептываться, бросая на учителя заинтересованные взгляды.
– Мое имя – Дмитрий Иванович, – продолжил он, – с вами я познакомлюсь в процессе занятий. Сегодня у нас первый урок физики, ознакомительный. Все, что вам необходимо усвоить по этой теме, вы легко найдете на страницах от третьей до седьмой вашего учебника.
– А вы, что? Объяснять нам не будете? – Ошарашенно спросил Петька Самойлов.
– Имя, Фамилия? – Коротко спросил учитель и получив ответ, доверительным тоном произнес: – Видите ли, Петр, - он так и назвал Петьку – Петр, чем привел в изумление весь класс! – Объяснить можно то, что человек не понял – это святая обязанность учителя. Но невозможно вести осмысленный диалог по теме, о которой вы не имеете представления. А потому – ознакомьтесь самостоятельно и подготовьте вопросы. На следующем уроке я вам изложу эту тему и разговор у нас будет уже более предметным. Сегодня у меня другая задача – я доведу до вас то, что вы должны знать и уметь, если хотите дружить с физикой. И не только с ней.
И Дмитрий Иванович поведал им о необходимых условиях познания науки физики:
– Запоминать накрепко значения постоянных физических величин по мере их изучения. Их много, и они будут сопровождать вас всю жизнь, поэтому их надо знать так же, как и основные формулы и законы физики. Желательно запомнить имена ученых, которые их открыли – это дань уважения великим людям. Знать определения физических величин и научиться давать определения самостоятельно!
– Как это – самостоятельно? – выкрикнул с места Ленька Васильев. – Мы что – ученые, чтобы давать определения?
– Имя, Фамилия? – взглянул на него учитель и услышав ответ, возразил: – Вы, Леонид, пока не ученые. Но вы – мыслящие люди и обладая необходимым минимумом знаний, можете всему дать определение. Я ответил на ваш вопрос? Кстати – дайте определение слову «вопрос». Что это по-вашему? Остальные – подключайтесь!
В течение трех минут ребята пришли к мнению, что вопрос – это фраза, которую произносят с целью получения информации.
– Неплохо! – Одобрил учитель. – Очень неплохо для начала! А теперь - определение к слову «ответ».
Поиск определений настолько захватил ребят, что Дмитрий Иванович поручил на следующем уроке дать свое определение словам и понятиям, которые он предложил каждому. Школа, дорога, шкаф – все пошло в дело. Кому-то достались – грусть, веселье и даже улыбка.
– Прошу вас об одном, – сказал по окончании урока Дмитрий Иванович, – не подглядывайте в интернет и в энциклопедические словари. Попробуйте найти определение сами, это – единственное условие. Пусть они будут неуклюжими, или не совсем точными – потом вместе поправим. Я могу надеяться на вашу порядочность?
Разве можно было разочаровать такого человека - учителя не похожего на других? Уже на перемене ребята принялись искать определения, помогая друг другу и яростно споря.
Максим должен был придумать определение понятию «доброта». Ничего в голову не приходило, как он ее не напрягал.
– Это чувство? Или состояние человека? – шевелил он извилинами по дороге домой.
Едва дождавшись возвращения отца с работы, он пристал к нему с тем же вопросом.
– Откуда взялись такие философские темы? – удивился тот, выслушав сына.
Пришлось рассказать о новом учителе физики и о полученном задании.
– Мои ученики? Так он к вам обращается? А он не так прост, ваш новый учитель и далеко не глуп. – Хмыкнул отец.
– Ну да! – возразил Максим. – Это же – физика! При чем тут доброта?
– Он хочет научить вас мыслить на любые темы самостоятельно. И четко, лаконично излагать свои мысли. Жаль, у меня такого учителя в школе не было, завидую тебе, сын. И до чего ты додумался?
– Ну-у-у, – замялся Максим, – доброта, это чувство человека. Хорошее чувство.
– Согласен. – Кивнул отец. – Только давай будем называть это – качеством. Что у нас получается?
– Доброта – это качество человека! – Радостно отбарабанил Максим. Звучало неплохо, даже солидно.
– Теперь опиши, в чем оно выражается и считай, что с заданием справился.
– Трудно, – вздохнул Максим.
– Ничего не трудно, – возразил отец, – вспомни нашу маму, она ведь добрая? Опиши – какая она и объедини все в два – три предложения.
Мама сегодня дежурит в больнице и будет дома только после восьми вечера. Папа взялся готовить ужин, пришлось Максиму додумывать определение самому. Он исписал два тетрадных листка, перечисляя мамины добродетели. Были там и забота о ближних, и спасение человеческих жизней в больнице, и помощь знакомым и даже незнакомым – всем, кто к ней обращался. Даже воскресные мамины блины с повидлом и сметаной не забыл!
Определение получилось очень уж емким – по выражению отца. Но с его помощью они ужали его в несколько фраз:
«Доброта – это качество человека, которое выражается в помощи, заботе и просто – в хорошем отношении к другим людям. Добрый человек никогда не требует того же в ответ».
Едва он поставил точку, скрипнула дверь в прихожей – мама пришла!
– Мужчины, я дома! – Зазвенел ее голос и в квартире сразу стало теплей и уютней. – Я не одна, со мной Семен, он будет жить с нами!
– Какой такой Семен! – заворчал отец. – Не потерплю соперников! – и через секунду, уже совсем другим тоном: – Это и есть Семен? Семочка, добро пожаловать в наш шалаш!
Удивленный Максим выскочил в коридор и увидел на руках у смеющейся мамы котенка, явно не породистого и даже не домашнего. Он испуганно поглядывал на отца с сыном и все теснее прижимался к маме.
– Представляете, – рассказывала мама, – иду по больничному двору, а этот бедолага сидит у мусорного бака, даже запрыгнуть на него не может, чтобы найти себе покушать. Испуганный, голодный, грязный, никому не нужный... – У мамы даже голос дрогнул. Она помолчала. – Вот я и подумала – неужели трое взрослых людей не смогут помочь этой крошке обрести чуточку счастья? Вы не против?
– Мы очень даже «за», правда, Максим? – улыбнулся папа и поцеловал маму в щечку.
Отмытый, накормленный и обласканный Семка уснул рядом с Максимом, уткнувшись влажным носиком в плечо мальчика.
В комнату тихо вошла мама. Она хотела выключить настольную лампу, но увидела исписанные листки. Внимательно прочитав их, она поняла, что это – о ней. Улыбнувшись, она осторожно склонилась к сыну и ласково его поцеловала:
– Спасибо тебе, сыночек, мой маленький мужчина. – Максим даже не проснулся.
Утром, собираясь в школу, Максим еще раз перечитал определение доброты, составленное вечером. Наморщив лоб, он пошевелил губами, взглянул на спящего Семку, зачеркнул написанное и принялся излагать заново. Вот, что у него получилось:
«Доброта – это качество хорошего человека, которое выражается в бескорыстной заботе, помощи, хорошем отношении к людям и к другим животным».
... Ребята от посмеивались над определением доброты, остался серьезным лишь Дмитрий Иванович. Когда все успокоились, он окинул класс взглядом и сказал:
- Максим прав, мои ученики. Люди – это тоже животные, но волей природы, мы стали разумней других, и это дало нам преимущество. Мы – старшие братья в семье животных, мы стали сильней других, а значит должны защищать братьев наших меньших, хотя бы тех, кто рядом с нами. – И обратившись к Максиму, заключил: - Прекрасное определение доброты, Максим. Ты хорошо поработал!
Тагир Нурмухаметов