Всем привет! С вами Музей Транспорта Москвы и я, его директор Оксана Бондаренко.
Майские выходные – идеальное время для прогулок по ВДНХ. А сегодня ненадолго перенесемся в прошлое – в солнечную панораму самого «марсианского» города в городе всех времен и углубляемся в историю транспорта, который бороздил просторы выставочного комплекса. Готовьтесь получить дневную дозу советского ретрофутуризма!
Начнем издалека. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась в 1939 году и стала местом притяжения сотен тысяч людей со всех уголков нашей необъятной. К моменту открытия комплекс занимал 136 гектаров, на которых разместились около 250 павильонов. Вокруг были и леса, и болота, и окрестности села Алексеева, а вот инфраструктуры не было практически никакой. Поэтому перед градостроителями стояла непростая задача – обеспечить город новым маршрутом и транспортом. К ее решению они подошли творчески и с большим энтузиазмом.
Самым понятным выбором стал бы популярный у москвичей трамвай. Но выставка, которая создавалась как манифест природных богатств и возможностей страны, требовала поистине прогрессивного подхода. Поэтому к началу ее работы Ярославский завод выпустил десять двухэтажных троллейбусов, собранных по образцу из Туманного Альбиона, которые могли подвозить людей недалеко выставки. Впрочем, от лондонских пришельцев вскоре пришлось отказаться – слишком много мороки было с обслуживанием маршрута.
В 1954 году, когда выставка открылась после войны, до нее снова нужно было как-то добираться. На территории комплекса создали разветвленную транспортную систему для автобусов, троллейбусов и трамваев со станциями «ВСХВ-Север» и «ВСХВ-Южная», которые удачно вписались в общую композицию выставки. Но мало было добраться до комплекса – перемещаться между павильонами, когда площади измеряются в гектарах, тоже непросто. Тогда решили запустить внутреннюю троллейбусную линию – у нее, конечно, тоже своя замечательная история.
Троллейбусы ТБЭС-ВСХВ были уникальны в международном масштабе. Их история началась на легендарном Сокольническом вагоноремонтном заводе. Новый троллейбус выглядел очень модно благодаря новейшим материалам – пластику и гнутому стеклу. Современный дизайн не просто радовал глаз, но и давал широкий обзор на все достопримечательности выставки. А роль боковых стекол выполняли прозрачные пластиковые шторки: в жаркие дни они легко убирались вверх под остекленную крышу. Салон вообще был роскошным, с ковровой дорожкой и велюровой обивкой. Только один недостаток был у этих троллейбусов: их маршрут проходил по окраинам выставки, а значит посетители не могли впечатляться грандиозными видами главных объектов.
Роль первого экскурсионного транспорта взяли на себя автопоезда. Выглядели они довольно забавно, почти как вагонетки в парках развлечений. Яркие микроавтобусы РАФ (Рижской автобусной фабрики) стали тягачами, за которыми плелись два открытых вагончика: с крышей, но без стекол и дверей, чтобы не мешать обзору. Автопоезда работали на ВДНХ еще очень долго — вплоть до 1989 года — и в народе получили милое прозвище «босоножка». «Рафик» действительно напоминал закрытый мысок, а открытые вагончики — застежки и ремешки задника. К тому же, транспорт этот был абсолютно летний: во время дождя все посетители вымокали до нитки, потому и сиденья в нем установили пластмассовые. Зато сколько романтических историй он подарил посетителям!
На выставке были варианты и для тех, кто хотел провести время в гордом одиночестве. Ну, почти. В 1960-м году на ВДНХ появились мототакси. Самое интересное, что водитель в них располагался сзади, как в лондонском кэбе. Только просуществовал этот транспорт недолго: стоил он в 5 раз дороже, чем проезд на автопоезде, да и его дизайн пришелся по вкусу не всем.
Еще одним уникальным видом транспорта, который находится совсем рядом с ВДНХ, можно по заслугам считать монорельсовую транспортную систему. Обязательно попробуйте прокатиться на ней от «Тимирязевской» до ВДНХ. Если вам по пути.
Нам – точно <3
Сайт Музея Транспорта Москвы