Найти тему

Человек, который может видеть и управлять воздухом – почему Эдриан Ньюи станет большой потерей для Red Bull

Гран При Японии 1988 года пришёлся на конец моего первого полного сезона в Формуле-1. И, хотя в итоге он снова стал демонстрацией превосходства турбированных болидов McLaren MP4/4 с двигателями Honda, которые были «Red Bull» своего времени задолго до того, как кто-либо услышал это название, за ними гонялась удивительно привлекательная машина цвета Майами Блю, за рулём которой был Иван Капелли, а под капотом — собственный атмосферный двигатель Judd V8.

Эдриан Ньюи
Эдриан Ньюи

В то время как будущий чемпион Айртон Сенна восстанавливался после неудачного старта, а лидер Ален Прост испытывал трудности с переключением передач, Капелли вывел свой March 881 вперед, обогнав McLaren, когда они пересекли финишную черту на 16-м круге, под громкие аплодисменты зрителей и СМИ.

Конечно, это продолжалось не долго. У Проста было преимущество внутренней траектории на подходе к первому повороту и еще 100 лошадиных сил в запасе, и вскоре после того, как он вновь установил своё превосходство, March исчезла, её электроника отказала.

Конечно, все были удивлены выступлением команды с относительно небольшим финансированием, оснащенной 3,5-литровым атмосферным двигателем, разработанным скромной компанией Джона Джадда, который не имел ничего общего с бюджетным двигателем Honda с турбонаддувом объемом 1,5 литра.

Но что действительно стояло за этим потрясающим выступлением, так это понимание аэродинамики Эдрианом Ньюи, и тот сезон стал первым проявлением этого на арене Формулы-1.

Иван Капелли за рулем своего автомобиля March-Judd 881, спроектированного Эдрианом Ньюи в 1988 году
Иван Капелли за рулем своего автомобиля March-Judd 881, спроектированного Эдрианом Ньюи в 1988 году

И дело было не только в технических знаниях; он также оттачивал свои практические навыки на овальных трассах IndyCar, разрабатывая автомобили для March с 1984 по 1986 годы.

Неудивительно, что в некоторых кругах он известен как человек, который может видеть воздух и изгибать его, поскольку обладает такой сверхъестественной способностью предвидеть характеристики его течения, как будто ему лично не нужна эта желто-зеленая краска, которую команды иногда используют на первых свободных тренировках по выходным.

Со своим болидом March CG891 и его коллегами из Leyton House в 1989 году он продемонстрировал это еще более ярко, настолько, что Патрик Хэд из Williams привлек его к себе в команду на 1991 год.

Это положило начало серии высокотехнологичных, сверхаэродинамичных FW14 и FW15, которые сделали чемпионами Найджела Мэнселла и (в четвертый раз) Проста. Сам Сенна был восхищен гением Эдриана и в 1994 году перешел из McLaren в Williams, но, к сожалению, не прожил достаточно долго, чтобы извлечь из этого пользу.

Патрик Хед пригласил его в Williams, где он помогал проектировать автомобили, завоевавшие титулы для Мэнселла, Проста, Хилла и Вильнева
Патрик Хед пригласил его в Williams, где он помогал проектировать автомобили, завоевавшие титулы для Мэнселла, Проста, Хилла и Вильнева

Но Дэймон Хилл выиграл титул чемпиона в 1996 году на FW16, а Жак Вильнев повторил этот подвиг в 1997 году на FW17. Затем Эдриан перешел в McLaren, где босс Рон Деннис прекрасно понимал, что совершил ошибку, не наняв его раньше. Легенда гласит, что, всегда оставаясь бунтарем, первым делом Эдриан выкрасил свой офис в синий цвет. Рон, с его любовью к серому цвету, по слухам, был недоволен.

В 1998 и 1999 годах Мика Хаккинен выиграл два титула, но Эдриан не всегда добивался успеха; его MP4-18 так и не участвовал в гонках.

В 2001 году он чуть было не перешел в Jaguar, прежде чем псы Рона Денниса вернули его обратно, но в 2006 году он не смог устоять перед предложением Дитриха Матешица присоединиться к Red Bull.

Эдриан никогда не любил, когда ему указывали, как вести себя или одеваться, и Red Bull был настоящим раем по сравнению с атмосферой смирительной рубашки в McLaren. И снова он преуспел, и на этот раз в выигрыше оказался Себастьян Феттель, который подтверждал своё чемпионство с 2010 по 2013 год, поскольку опыт Эдриана включал в себя область использования выхлопных диффузоров, генерирующих ещё большую прижимную силу.

В Red Bull Ньюи помог Себастьяну Феттелю стать четырехкратным чемпионом мира
В Red Bull Ньюи помог Себастьяну Феттелю стать четырехкратным чемпионом мира

Первая эра турбогибридов была гонкой мощности, и маятник качнулся в пользу Mercedes до 2021 года, когда RB16B Эдриана с Максом Ферстаппеном наконец - хотя и спорно – сместил Льюиса Хэмилтона.

И никто лучше не понимал последние правила по граунд эффекту, которые вступили в силу в 2022 году, чем Ньюи. Ферстаппен явно такой же особенный гонщик, как величайшие чемпионы прошлого, но никто не отрицает, в том числе и сам Макс, что самое мощное оружие в его арсенале — это машина, разработанная Эдрианом Ньюи.

Неудивительно, что многие боссы команд оценивают Эдриана не менее важным членом команды, чем лучшие гонщики, а в некоторых случаях даже более значимым.

Если Эдриан Ньюи создает вашу последнюю машину на своем чертежном столе в полном масштабе, тогда, как другие переносят её в CAD/CAM, это практически гарантирует успех, возможно, даже доминирование.

Ньюи известен как "человек, который может видеть и изгибать воздух", таков его гений в области аэродинамики
Ньюи известен как "человек, который может видеть и изгибать воздух", таков его гений в области аэродинамики

И это удивительно, когда смотришь на его выдающиеся достижения, которые были достигнуты на совершенно ином этапе, чем тот, на котором боссу Lotus Колину Чепмену удавалось последовательно открывать новые горизонты, применяя различные технологии в Формуле–1 в 60-х и 70-х годах, или Джону Барнарду из McLaren, который внедрял революционные новые материалы в сочетании с совершенно новым стилем проектирования, появившимся в 80-х годах, их глубина и разнообразие – не единственное, что поражает.

Этот тихий гений создал автомобили, которые выиграли 13 чемпионатов мира среди пилотов (Найджел Мэнселл в 1992 году, Ален Прост в 1993 году, Деймон Хилл в 1996 году, Жак Вильнев в 1997 году, Мика Хаккинен в 1998 и 1999 годах, Себастьян Феттель с 2010 по 2013 год и Макс Ферстаппен с 2021 по 2023 год) и 12 чемпионатов мира среди конструкторов (Williams с 1992 по 1994 год, 1996 и 1997; McLaren 1998; Red Bull с 2010 по 2013 год и с 2022 по 2023 год).

И к концу 2024 года эти цифры, вероятно, увеличатся до 14 и 13 соответственно.

Новейший болид Ньюи, RB20, снова стал лидером в своем классе и, несомненно, поможет Ферстаппену и Red Bull в этом году снова выиграть оба чемпионата
Новейший болид Ньюи, RB20, снова стал лидером в своем классе и, несомненно, поможет Ферстаппену и Red Bull в этом году снова выиграть оба чемпионата

Сейчас, когда казалось, что Red Bull отлично подходит для признанного гения, кажется, что его беспокойство поведет его куда-то еще. Возможно, ему просто нужны перемены и еще один новый вызов.

Как он однажды написал: "Вы могли бы сказать, что мне не хватает сентиментальности, но я предпочитаю думать об этом как о трезвом взгляде в будущее”.

Мерседес? Впишется ли он в тщательно продуманную структуру Тото Вольффа? Если бы я был человеком, делающим ставки, у меня могло бы возникнуть искушение сделать ставку на Aston Martin, с которой у него уже были связи благодаря ультрасовременному дорожному автомобилю Valkyrie и от которого, как сообщается, он получил выгодное предложение в Джидде. Только представьте, какой переполох это вызвало бы в трех основных командах…

Но после того как Льюис ошеломил всех уходом из Mercedes в Ferrari, я должен сказать, что мне не было бы удивительно, если Эдриан решил в последний раз поиграть в самой известной команде этого вида спорта, так что я бы тоже сделал ставку на это.

Льюис в Ferrari, созданной Ньюи, гоняющийся за этим недостижимым восьмым титулом чемпиона мира, с Шарлем Леклером в качестве напарника по команде — вот интересная мысль!

Журналист Формулы-1 Дэвид Тремэйн

Спасибо, что уделили внимание.

Источник: официальный сайт чемпионата

-7