Найти в Дзене

Подделки под античность

В Государственном Эрмитаже хранится коллекция фотографий предметов, в основном античных, из «коллекции барона Устинова» в Яффо и «музея отца Антонина» (архимандрита Антонина Капустина) в монастыре на Елеоне. Фотографии были сняты в 1896–1897 годах, видимо, еще по поручению отца Антонина, от его имени переданы в Русский археологический институт в Константинополе (РАИК) и позже попали с архивами и коллекциями РАИК в Государственный Эрмитаж.

На двух фотографиях показан сосуд с рельефными фигурами, собранными в две композиции. В центре каждой композиции находится изображение женщины, доящей козу, по бокам от нее на одной стороне изображены танцующая женщина и женщина с лирой в руках, на другой – танцующий мужчина с бубном в руках и юноша с собакой. Этот сосуд действительно находился в коллекции отца Антонина и хорошо виден на одной из архивных фотографий стеллажей этой коллекции. Осмотр коллекции сотрудниками Иерихонской экспедиции ИА РАН показал, что сосуд, точнее, его фрагмент, до сих пор хранится на Елеоне.

-2

Исследователи внимательно осмотрели сосуд и предположили, что

он относится к группе краснолаковой позднеэллинистической керамики с аппликативными рельефами, возможно, пергамского происхождения. Сюжет на сосуде демонстрирует дионисийскую сцену: плящущие фигуры,  музыкальные инструменты, изображенные в руках персонажей – тимпаны, кимвалы, часто использовались свитой божества для исполнения неистовой музыки. Не противоречила этой гипотезе и форма сосуда – кратеры использовались для смешивания вина с водой и были частой, если не обязательной, принадлежностью культа Диониса.

Но внимательный анализ формы сосуда, декоративных элементов, а также иконографии изображений (с поиском аналогий), показал, что сосуд – искусная подделка:

- размеры сосуда не соответствовали ни одной из существующих форм: у керамических кратеров другие размеры,  позднеэллинистичесие пелики аналогичной формы не содержат изображений, а кружки-модиолусы позднеэллинистического и раннеримского времени содержат стилистически иные изображения;

- рельефы на сосуде оттиснуты в формах и прикреплены жидкой глиной к тулову сосуда перед обжигом. Эта техника находит полное соответствие среди изделий пергамских мастеров эллинистического времени, но ни в одной сводке пергамских аппликативных рельефов нет таких изображений, как на этом сосуде;

- формы одежды и драпировок не характерны для античного времени;

- наличие у юноши с собакой фигового листа, прикрывающего его наготу, не оставляет никаких сомнений в том, что это не античное изделие, а его имитация, причем довольно поздняя.

-3

Как же он попал в коллекцию архимандрита Антонина? Вероятно, он куплен как  археологическая находка. Известно, что жители Иерусалима и Рима в стремлении удовлетворить потребности паломников в «сувенирах культуры» массово подделывали и дополняли оригинальные артефакты.  К сожалению, отец Антонин был постоянным клиентом известного антиквара Мозеса Шапиро, разоблаченного в 1883 г. при попытке продать Британскому музею подделку, и, возможно, отец Антонин некоторое время также был жертвой фальсификатора.

Подробнее об этом - в статье О. М. Ворошиловой, Д. В. Журавлева  "Рельефный сосуд из коллекции архимандрита Антонина (Капустина) в Иерусалиме", опубликованной в
273 выпуске "Кратких сообщений Институт археологии".

-4