Найти тему
Понемногу о разном

Молчун-гора

Очередная книга про аутизм в мою копилку. На этот раз "Молчун-гора" Лоллы Марч.

Сложно описать свои впечатления. некоторые моменты прям до мурашек, настолько достоверно описанное, а кое-что показалось крайне невероятным и нереальным, невозможным для такого аутиста, которой описан в книге. Плюс достоверным, плюс временные ляпы или неточности.

Девочка стояла в дверях, наблюдала за папой, выбрав все же первую и свежую газету, он уселся поудобнее. Жестко зашелестели страницы, глухо и так явно, Леся, не дожидаясь полного разворота страницы, заторопилась в свою комнату. Звук погнался за ней. Она от него.
Девочка терла уши, но звук застрял в ушах и не хотел оттуда выходить. Закрыла их, надавливая, и понемногу противно-щекотавший звук начал растворятся.

Эта книга от лица неговорящей девушки-аутисте с сохранным интеллектом, охватывающая период от раннего детства до 35-летия героини.
В далеком советском детстве Лесе поставлен диагноз атипичный аутизм. Его вообще ставили на стыке семидесятых-восьмидесятых? Да и по описанию для меня больше на классический аутизм похоже. Что время диагностики - конец семидесятых-начало восьмидесятых, определила косвенно. К чернобыльской аварии девушка как минимум изучила программу девяти классов. Она обучалась на дому, но после выясняется, что в школе на нее никаких документов нет, обучали чуть ли ни на добровольных началах.

Шумный автобус. Улицы. Люди. Остановки. Машины. Нечем дышать. Не знание. Страх. Шумный автобус. Улицы. Люди. Остановки. Машины. Нечем дышать. Не знание. Непонимание. Страх. Тянет. Идем домой. Надо в магазин еще. Зачем? За мелками. Тебе уже подарили мелки. Почему? Много людей. Они смотрят на меня. Не хочу, чтобы на меня смотрели. А что теперь мама будет дарить мне? Мы идем домой. Те же улицы. Машины. Гудят, гудят. Шумно. Очень шумно. Я хочу домой. Домой.

Время в книге очень разорванно, то идет детальное подробное описание событий, то ощущение, что Леся подзависла над какой-то мыслью, а за это время чуть ли не недели-месяцы прошли.

Она поймет? Увидит? Должна понять, если она увидела, покажет ей. И все. Я буду рисовать. Что я нарисую. Не знаю.
Лес? Почему лес? Там разноцветные цветы. Она что-то спрашивает. Уходит. Мама пришла. Она сидела в коридоре. Почему. С родителями иногда сложно. Сложно. Мне сложно. И другим сложно. Пришла. Меня опять тащит. Сложно иногда с родителями. Я устала”

Итак, девочка, неговорящая, зависающая, неконтактная. Правда, с сохранным интеллектом. Отец бросил семью, мать странноватая (возможно, даже с шизофренией, что упоминается косвенно в тексте). После смерти матери (как раз летом после 9 класса) Лесю забирает отец, и они начинают учиться жить вместе. С одной стороны, Леся довольно умная девушка, самостоятельная, но все равно очень странная, не способная к коммуникации. тем не менее, в какой-то момент отец решает уйти к новой женщине и практически ставит Лесю перед фактом, что она будет жить одна. Да, он помогает, но сама ситуация для меня какая-то неправильная. Где-то через пару лет после октябрьского переворота 93 года отец умирает. Тут мне вообще мало что понятно из ее жизни, так как я не могу уловить, как она жила... Отец оставил деньги на счету для ее содержания ,но мне сложно представить ее ходящей в сберкассу, или оплачивать коммуналку. из-за того ,что мир мы видим глазами Леси, многие моменты остаются непонятными. Как-то, видимо, помогала гражданская жена отца ,потому что вскоре о Лесе начинает заботиться ее (жены, в смысле) сын-старшеклассник. А позже юноша и вовсе перебирается к Лесе жить.

Есть в книге и ляпы. подробности про аутизм Леся узнает из книги, раздобытой отцом. и где-то года через три после его смерти в ее мыслях всплывают рассуждения о диагнозах - шизофрении, аутизме, синдроме Аспергера. Но этот диагноз практически только-только вошел в диагностические критерии, включен в диагностические критерии DSM-IV в 1994, которой в России никто тогда не пользовался, а МКБ-10 и вовсе был принят Россией только в1999г. Так что Лесе просто неоткуда было узнать про синдром Аспергера не только тогда, но и к 35 годам. да и диагноз атипичный аутизм в эпоху застоя...

совершенно понятно, что у Леси аутизм, атипичный аутизм. Под стрессом аутизм усугубляется. Распорядок дня и разговоры…
– Да, я знаю, что она все понимает.
– Как думаете у нее поведение изменилось в какую сторону с детства?
“Аутизм усугубляется. Я нервничаю. Не знаю. Я изменилась. Все слышу. Все понимаю. Она опять рассказывает мою жизнь. Как я себя веду.
Я так себя веду. А другие так себя не ведут. Я не слышу, когда она меня зовет. Не хочу идти. Просто не хочу. Я не понимаю зачем. А она никогда не отстает и продолжает говорить так, как будто я не слышу”

В общем, не могу даже толком оценить книгу... Хотя наверное ,все же больше понравилось... Особенно описания того, как Леся на чем-то зацикливается, как думает-обрабатывает какую-то мысль.

Я молчу потому, что мне, нечего сказать. А не потому что меня никто не слышит.
Да?
Я не могу разобраться, что важно, а что нет. Насколько важно обижать, говорить правду, говорить о своих чувствах? Что важнее? Что выбрать из того, что у меня крутиться в голове. А там крутится иногда одно и тоже. И разве это важно? Когда в комнате столько цветов, какой выбрать? Как рассказать о том малиновом цвете, который обволакивает меня или о сером, который жесткостью и холодностью оберегает. Важно, быть может, почему комната становится меньше или идет снег? Говорить о том, что мне больно, когда смотрю на свет, или больно находиться в ограничениях тела, которому я говорю – сядь, а оно не садиться и мне приходиться уговаривать его. Вместо этого может лучше слушать про любовь? Или чувствовать тепло солнца через светлый отпечаток на ковре?
Важность смены погоды, о которой ты узнаешь только утром. Пыльному ветру, который непременно приносит дождь.
Говорить. Это дар понимания происходящего или затуманенный ум?