Найти тему
Зернов.РосНОУ

БАС – звучит внушительно

Недавно побывал в московской «Точке роста», на форсайт-сессии «Умный город: развитие отрасли БАС в России». БАС – это «беспилотные авиационные системы», куда входит и уже знакомое всем понятие БПЛА – «беспилотные летательные аппараты». Обсуждали вопросы применения этих систем, сертификации и правового регулирования сферы, а также подготовки и привлечения кадров.

В последние годы, особенно на фоне Специальной военной операции, интерес к этому направлению значительно вырос (кто бы всего несколько лет назад мог подумать, что использование БПЛА в корне изменит не только тактику, но и стратегию ведения боевых действий в горячих точках!).

Однако не стоит думать, будто всё ограничивается только военной тематикой. БПЛА в ряде стран уже давно используют, в частности, для проведения видеосъёмок «с высоты птичьего полёта», мониторинга посевных площадей, лесов, водоёмов, поиска людей и т.д. Широчайшие перспективы открываются также в плане применения беспилотников для перевозки полезных грузов – почты, запчастей, горючего, продуктов и много чего другого. Особенно актуально это в районах Крайнего севера, где от какой-нибудь буровой станции до ближайшего населённого пункта сотни километров, а дороги могут отсутствовать в принципе.

Учитывая это, государство приняло ряд очень серьёзных решений, направленных на развитие отрасли БАС. И готово выделить на это весьма немалые средства.

Но и регионы тоже, в силу своих возможностей, стараются развивать данное направление применительно к той или иной сфере. Например, Госинспекция Москвы за несколько минувших лет с помощью БПЛА проинспектировала более 500 000 зданий. Если бы то же самое проводили стандартными средствами, на это потребовалось не менее 20 лет.

-2

Кроме того, в рамках проекта «Цифровой двойник», оцифрованы все улицы Москвы, отсняты все дома и парки, то есть создана полноценная виртуальная 3D модель столицы, по которой можно пройтись или пролететь из любой точки А в любую точку Б.

По весне резко возрастает риск возникновения пожаров, поскольку нерадивые граждане разводят костры в неположенных местах, бросают окурки в сухую траву или просто поджигают ей. Порой это выливается в серьёзные антропогенные катаклизмы, чреватые многомиллионными убытками и, увы, жертвами. Чтобы погасить пламя в самом начале пожара, необходимо оперативно отследить место появления очага возгорания и направить туда пожарную машину. Поэтому постоянное дежурство беспилотников над лесами, полями и лугами позволяет сэкономить силы и средства, а главное – спасти жизни людей.

Благодаря БПЛА можно буквально в режиме реального времени наблюдать за ходом строительства тех или иных сооружений, а также контролировать состояние объектов, находящихся на значительном расстоянии. Это гораздо проще и легче, чем посылать за тридевять земель комиссию, командировать проверяющих.

Однако не всё так гладко, потому что остро не хватает как самих дронов, так и мест, где бы они могли «парковаться». То есть пока схема взаимодействия человека и машины сводится к тому, что человек приходит на место со своим летательным аппаратом, запускает его, получает информацию, затем дрон прилетает обратно и человек с ним уходит, чтобы где-нибудь зарядить аккумуляторы и произвести техническое обслуживание. На самом же деле, может и должно быть иначе – скажем, есть место постоянной дислокации БПЛА, где их обслуживают технические специалисты, а операторы управляют этими аппаратами, находясь совсем в другом месте (вполне возможно – за многие километры). Иными словами, нужны дронопорты, по аналогии со стоянками электрокаров и электросамокатов, которые уже есть в ряде городов.

Но это, в свою очередь, тянет за собой массу изменений в законодательстве, ибо надо решить вопросы с обеспечением безопасности, открыть воздушное пространство для БПЛА, каким-то образом разрулить проблему секретности, и пр. А ещё нужно создать единое информационное пространство, чтобы информацию, полученную с одного летательного аппарата, могли использовать все, и не надо было бы гонять по одному и тому же маршруту несколько разных дронов от разных инстанций.

Зато перспективы открываются заманчивые: уже просчитано, что использование БПЛА в сельском хозяйстве позволит сэкономить миллиарды рублей только на парке машин, которые были нужны для внесения удобрений и ядохимикатов. Всё это вполне могут делать тяжёлые дроны-коптеры. Да и доставка почты станет значительно более простым и дешёвым процессом.

В общем, нам есть, куда стремиться!

-3

А самое главное – РосНОУ, вместе с Финансовым университетом и МГТУ им. Баумана заключил договор с Правительством Москвы на подготовку операторов БПЛА. И в течение ближайших лет мы займёмся обучением специалистов, способных не только управлять БАС, но и программировать их, ремонтировать, обслуживать и т.п.

К слову, до 2030 года стране потребуется не менее 100 000 единиц БПЛА и порядка 1 000 000 специалистов, готовых работать с ними. Это очень много. Но ведь главное – начать!