70,2K подписчиков

Конфликт части труппы театра Ермоловой с Олегом Меньшиковым вышел на новый виток. Рассказываю как в советское время решались такие споры

920 прочитали

Днями конфликт Олег Меньшиков - Елена Папанова произвел новый виток. Напомню суть. В конце сезона 2021 года Олег Меньшиков сократил почти 20 артистов театра им. Ермоловой. Все они годами не выходили на сцену, но получали зарплату. Главреж - директор Меньшиков не только лишил их ролей, но не позволял приглашённым режиссёрам занимать их в постановках. Увы, такова театральная реальность. Главный режиссер, тем более совмещающий эту должность со ставкой директора, - царь и бог в любом театре.

Олег Меньшиков / Елена Папанова
Олег Меньшиков / Елена Папанова

В какой-то момент Меньшикову надоели фактически безработные актеры и он сократил почти 20 человек труппы. Уволенные подали в суд выиграли дело. В Ермоловской театр они вернулись, но в спектаклях заняты не были по-прежнему. Их, конечно, снова выдавливали. Как? Это рассказала в интервью изданию «PROжизнь», Елена Папанова, дочь легендарного Анатолия Папанова.

Честно говоря, не понимаю повышенного интереса к банальной ситуации. Почему банальной? Театральная труппа всегда делилась на три части. Первая часть - играли всегда. Вторая - время от времени. Третья - никогда. Последние без зарплаты не сидели, но и не шиковали. Если они были с головой, то поступали так как артист Рогволд Суховерко ( 1941 - 2015 ) из театра "Современник". Ему, после ухода Олега Ефремова во МХАТ, новых ролей не предлагали. А старые спектакли с его участием потихоньку сходили со сцены.

Как же он поступил? А он предложил свои услуги Гостелерадио СССР. Телеспектакли, телефильмы, а большей частью работа на радио. Голосом Рогволда говорили многие герои радиоспектаклей и радиопостановок. Запомнились стихи Лермонтова и Маяковского, проза Сомерсета Моэма и Аркадия Гайдара в его исполнении.

Рогволд Суховерко в телефильмах "Здравствуйте, я ваша тётя", "Этот фантастический мир"
Рогволд Суховерко в телефильмах "Здравствуйте, я ваша тётя", "Этот фантастический мир"

В постсоветское время актера называли "голосом русского дубляжа".

После кончины знаменитого диктора Юрия Левитана, Суховерко официально предложили занять его должность. Артист спросил о финансовых условиях. Ему ответили, что зарплата - 350 рублей. Рогволд поморщился. Для 1983 года - 350 рублей не так чтобы и заманчиво. Артиста поняли и через месяц, Ольга Высоцкая (когда-то любимый диктор Сталина) сообщила, что пробила ему ставку бригадира дикторов Всесоюзного радио и Центрального Телевидения. А это.... 500 рублей. На тот момент почти не занятый в театре "Современник" Рогволд Суховерко зарабатывал , в общей сложности, 850 рублей. В основном на стороне, а не в театре, как вы понимаете. Скорее всего работе диктора пришлось бы отдавать все время. Значит он терял 350 рублей. Конечно это было невыгодно и Суховерко отказал Высоцкой.

Случай с Рогволдом Суховерко не единичный.

Другой вариант решения проблемы - это МХАТ. Там незанятая и малозанятая часть актеров ушла с Татьяной Дорониной в другое здание театра, организовав новое юридическое лицо, известное как МХАТ им. Горького.

Правда, здесь нужно признать, что лоббистские возможности народной артистки СССР Татьяны Дорониной были огромны. Несравнимы с возможностями Елены Папановой. Даже с учетом связей мужа последней в Правительстве РФ.

Важно понимать - просиживание без работы для актера или актрисы - это потеря квалификации. Как в любой профессии. И здесь есть выбор - поступить как Рогволд Суховерко, оставив трудовую книжку в театре, или числиться в театре, получать какие-то деньги, "толочь в ступе воду" в конфликте с главным режиссером и терять квалификацию.

Проблема деления театральной труппы на три части вечна, пока существует репертуарный театр. Не стоит зрителю занимать здесь чью-то сторону. На мой взгляд. Согланы, читатели? Нет? Давайте спорить. В любом случае оставляйте Лайки. Дзену, почему-то, это нравится.

Статья по теме: