Найти тему
Вячеслав Нестолий.

БАРТОЛУС ИЗ САССОФЕРРАТО (03.05.24)

Оглавление

Handbook of the History of the Philosophy of Law and Social Philosophy Studies in the History of Law and Justice

Diego Quaglioni

Бартолус из Сассоферрато (1313/1314–1357), величайший средневековый юрист и один из самых значительных деятелей всех времен. Он родился в маленькой деревушке близ Сассоферрато, в землях Святого Петра, и впервые учился у францисканского монаха Пьетро да Ассизи. В возрасте 14 лет он поступил в юридическую школу в Перудже, где познакомился со своим учителем Чино да Пистойей, великим комментатором Кодекса Юстиниана и лучшим другом Данте.

Когда Чино переехал во Флоренцию, Бартолус отправился в Болонью, где в 1334 году защитил докторскую диссертацию перед комиссией, в которую входили такие великие мастера, как Якопо Боттригари, Раньеро Арсенди, Якопо Бельвизи и Джованни Кальдерини. После непродолжительного периода, в течение которого Бартолус исполнял обязанности судьи в таких городах, как Тоди и Пиза, он начал изучать гражданское право именно в Пизе в 1339 году, а затем переехал в Перуджу в 1343 году. В Перудже Бартолус, который всегда называл себя “civis Perusinus”, преподавал гражданское право до 1357 года, когда он умер в возрасте 43 лет.

Несмотря на короткую жизнь, научные достижения Бартолуса были поразительны: он был автором пространных комментариев к "Корпусу гражданского права" Юстиниана, большого количества консилиумов (юридических заключений), нескольких вопросов к статутам, а также большого количества важных трактатов о политических партиях и городском управлении, о тирании, о товарных знаках и гербах, о присоединении рек, о репрессиях, о свидетелях и других различных вопросах, касающимся судопроизводства, а также о бандитах.

Даже если не все труды, приписываемые Бартолусу его школой и многолетней научной традицией, которая связана с его именем (так называемый бартолизм), могут быть легко отнесены к заслугам юриста из Сассоферрато, его работа остается одной из наиболее репрезентативных культурных и научных тенденций западной юридической науки в конце средневековья и в начале современной эпохи.

-2

Во всей своей обширной и сложной работе Бартолус демонстрирует сильную тенденцию предлагать доктринальные рамки, широко распространенные в философии и теологии его времени. Многочисленные цитаты из библейских источников и трудов Фомы Аквинского можно найти в его трактатах, особенно в "Деяниях гвельфов и гибеллинов" о праве на сопротивление и в "Трактате свидетельств" о природе и доказательствах чудес.

Более того, весь "De regimine civitatis", написанный против римского философа-августинца Жиля, был задуман под влиянием Фомы Аквинского и его учеников, таких как Толомео да Лукка; и, наконец, "repetitio", касающееся закона о защите (Cod., 12, 1, 1), также известного как "De nobilitate", это длинный юридический комментарий к канцоне Данте “Сладкая ночь любви в одиночестве” в четвертом трактате "Собрания".

Данте

-3

Больше всего Бартолуса волнуют политические и моральные проблемы его времени, особенно тирания как коррумпированная форма правления. Труды Бартолуса об управлении городами-государствами, легитимности политических партий, восстании и праве на сопротивление, репрессиях и справедливой войне, а также тирании были одним из наиболее важных вкладов правовой доктрины в развитие средневековых и современных политических теорий.

Учение Бартолуса оказало преобладающее влияние на современное публичное право, главным образом на тех юристов, которые разработали ранние современные теории государства и суверенитета государства. “Под его влиянием изучение гражданского права стало менее чисто академическим и больше ориентировалось на актуальные юридические проблемы современности. Он и его последователи продолжали излагать тексты в том виде, в каком они были переданы, но их целью больше не было разъяснять смысл этих текстов в их нынешнем виде. Скорее всего, они стремились найти в них правила, которые были бы уместны в позднесредневековом обществе, но при этом сохраняли бы авторитет имперского закона”.

Теория Бартолуса о взаимосвязи между городскими уставами и общими принципами и правилами коммуны юс имеет большое значение. “Хотя Бартолусу пришлось обосновать существование особого закона (ius proprium), существующего наряду с ius commune, он добился признания идеи о том, что местные законы должны толковаться в соответствии с методами, установленными ius commune, и таким образом, чтобы как можно меньше отступать от ius commune”.

Конечно, в этом городе не было никаких законов. Юстиниана "Corpus Iuris Civilis", в котором говорилось о конфликте различных светских законов, но в Европе XIV века эта проблема стала насущной и потребовались общие правила. Бартолус предложил юристам своего времени новые правовые парадигмы, которые возникли в результате сложной переработки римской правовой традиции, при этом всегда претендуя на авторитет имперского права. По его мнению, выраженному в двух знаменитых докторских проповедях, восхваляющих юридическую науку, юридическая доктрина стала высшей формой знания (civilis sapientia), что обеспечило юристам культурное и социальное превосходство в средневековом обществе.

Лоренцо Валла

-4

Широкое распространение по всей Европе методов “бартолистов” в преподавании и интерпретации римского права, а также в применении принципов ius commune (отсюда популярный девиз о том, что никто не может быть хорошим юристом, если он не бартолист, nemo bonus iurista nisi sit bartolista), послужило основой для создания нового юридического института. радикальная реакция зарождающегося гуманистического движения. В 1433 году Лоренцо Валла, профессор риторики в университете Павии, написал одно из своих самых провокационных произведений. Это была "клевета", получившая известность под названием "Epistola contra Bartolum", сочиненная Валлой против Бартолуса. Трактат Бартолуса "О знаках отличия и вооружении", ошибочно рассматриваемый как наиболее показательный пример вырождения языка юриспруденции, начиная с Юстиниана и его Гражданского свода законов. Валла утверждал, что истинная наука права невозможна без совершенного знания латинского языка, главным образом в том, что касается гражданского права (praesertim in iure civili), поскольку отсутствие латинского языка делает любую науку слепой и рабской (caeca est omnis doctrina et illiberalis). “Если бы Трибониан [то есть главный соавтор Юстиниана в составлении Corpus Iuris Civilis] не исказил классическую юриспруденцию, древним правом не пренебрегли бы и не заменили комментариями Бартолуса и других толкователей”.

Вместе с Валлой было брошено семя антитрибонианства, которое было смешано с ранней гуманистической полемикой против средневековой юриспруденции. Поверхностная интерпретация гуманистической литературы долгое время поощряла ложный и упрощенный взгляд на феномен, который является гораздо более сложным и четко сформулированным и который нельзя свести к конфликту между бартолистами и антибартолистами. Фактически, идеи Бартолуса остаются основой современной правовой культуры, о чем свидетельствуют основные выразители правового гуманизма раннего Возрождения, такие как Андреа Альчиато и многие другие.