Handbook of the History of the Philosophy of Law and Social Philosophy Studies in the History of Law and Justice
Diego Quaglioni
Бартолус из Сассоферрато (1313/1314–1357), величайший средневековый юрист и один из самых значительных деятелей всех времен. Он родился в маленькой деревушке близ Сассоферрато, в землях Святого Петра, и впервые учился у францисканского монаха Пьетро да Ассизи. В возрасте 14 лет он поступил в юридическую школу в Перудже, где познакомился со своим учителем Чино да Пистойей, великим комментатором Кодекса Юстиниана и лучшим другом Данте.
Когда Чино переехал во Флоренцию, Бартолус отправился в Болонью, где в 1334 году защитил докторскую диссертацию перед комиссией, в которую входили такие великие мастера, как Якопо Боттригари, Раньеро Арсенди, Якопо Бельвизи и Джованни Кальдерини. После непродолжительного периода, в течение которого Бартолус исполнял обязанности судьи в таких городах, как Тоди и Пиза, он начал изучать гражданское право именно в Пизе в 1339 году, а затем переехал в Перуджу в 1343 году. В Перудже Бартолус, который всегда называл себя “civis Perusinus”, преподавал гражданское право до 1357 года, когда он умер в возрасте 43 лет.
Несмотря на короткую жизнь, научные достижения Бартолуса были поразительны: он был автором пространных комментариев к "Корпусу гражданского права" Юстиниана, большого количества консилиумов (юридических заключений), нескольких вопросов к статутам, а также большого количества важных трактатов о политических партиях и городском управлении, о тирании, о товарных знаках и гербах, о присоединении рек, о репрессиях, о свидетелях и других различных вопросах, касающимся судопроизводства, а также о бандитах.
Даже если не все труды, приписываемые Бартолусу его школой и многолетней научной традицией, которая связана с его именем (так называемый бартолизм), могут быть легко отнесены к заслугам юриста из Сассоферрато, его работа остается одной из наиболее репрезентативных культурных и научных тенденций западной юридической науки в конце средневековья и в начале современной эпохи.
Во всей своей обширной и сложной работе Бартолус демонстрирует сильную тенденцию предлагать доктринальные рамки, широко распространенные в философии и теологии его времени. Многочисленные цитаты из библейских источников и трудов Фомы Аквинского можно найти в его трактатах, особенно в "Деяниях гвельфов и гибеллинов" о праве на сопротивление и в "Трактате свидетельств" о природе и доказательствах чудес.
Более того, весь "De regimine civitatis", написанный против римского философа-августинца Жиля, был задуман под влиянием Фомы Аквинского и его учеников, таких как Толомео да Лукка; и, наконец, "repetitio", касающееся закона о защите (Cod., 12, 1, 1), также известного как "De nobilitate", это длинный юридический комментарий к канцоне Данте “Сладкая ночь любви в одиночестве” в четвертом трактате "Собрания".
Данте
Больше всего Бартолуса волнуют политические и моральные проблемы его времени, особенно тирания как коррумпированная форма правления. Труды Бартолуса об управлении городами-государствами, легитимности политических партий, восстании и праве на сопротивление, репрессиях и справедливой войне, а также тирании были одним из наиболее важных вкладов правовой доктрины в развитие средневековых и современных политических теорий.
Учение Бартолуса оказало преобладающее влияние на современное публичное право, главным образом на тех юристов, которые разработали ранние современные теории государства и суверенитета государства. “Под его влиянием изучение гражданского права стало менее чисто академическим и больше ориентировалось на актуальные юридические проблемы современности. Он и его последователи продолжали излагать тексты в том виде, в каком они были переданы, но их целью больше не было разъяснять смысл этих текстов в их нынешнем виде. Скорее всего, они стремились найти в них правила, которые были бы уместны в позднесредневековом обществе, но при этом сохраняли бы авторитет имперского закона”.
Теория Бартолуса о взаимосвязи между городскими уставами и общими принципами и правилами коммуны юс имеет большое значение. “Хотя Бартолусу пришлось обосновать существование особого закона (ius proprium), существующего наряду с ius commune, он добился признания идеи о том, что местные законы должны толковаться в соответствии с методами, установленными ius commune, и таким образом, чтобы как можно меньше отступать от ius commune”.
Конечно, в этом городе не было никаких законов. Юстиниана "Corpus Iuris Civilis", в котором говорилось о конфликте различных светских законов, но в Европе XIV века эта проблема стала насущной и потребовались общие правила. Бартолус предложил юристам своего времени новые правовые парадигмы, которые возникли в результате сложной переработки римской правовой традиции, при этом всегда претендуя на авторитет имперского права. По его мнению, выраженному в двух знаменитых докторских проповедях, восхваляющих юридическую науку, юридическая доктрина стала высшей формой знания (civilis sapientia), что обеспечило юристам культурное и социальное превосходство в средневековом обществе.
Лоренцо Валла
Широкое распространение по всей Европе методов “бартолистов” в преподавании и интерпретации римского права, а также в применении принципов ius commune (отсюда популярный девиз о том, что никто не может быть хорошим юристом, если он не бартолист, nemo bonus iurista nisi sit bartolista), послужило основой для создания нового юридического института. радикальная реакция зарождающегося гуманистического движения. В 1433 году Лоренцо Валла, профессор риторики в университете Павии, написал одно из своих самых провокационных произведений. Это была "клевета", получившая известность под названием "Epistola contra Bartolum", сочиненная Валлой против Бартолуса. Трактат Бартолуса "О знаках отличия и вооружении", ошибочно рассматриваемый как наиболее показательный пример вырождения языка юриспруденции, начиная с Юстиниана и его Гражданского свода законов. Валла утверждал, что истинная наука права невозможна без совершенного знания латинского языка, главным образом в том, что касается гражданского права (praesertim in iure civili), поскольку отсутствие латинского языка делает любую науку слепой и рабской (caeca est omnis doctrina et illiberalis). “Если бы Трибониан [то есть главный соавтор Юстиниана в составлении Corpus Iuris Civilis] не исказил классическую юриспруденцию, древним правом не пренебрегли бы и не заменили комментариями Бартолуса и других толкователей”.
Вместе с Валлой было брошено семя антитрибонианства, которое было смешано с ранней гуманистической полемикой против средневековой юриспруденции. Поверхностная интерпретация гуманистической литературы долгое время поощряла ложный и упрощенный взгляд на феномен, который является гораздо более сложным и четко сформулированным и который нельзя свести к конфликту между бартолистами и антибартолистами. Фактически, идеи Бартолуса остаются основой современной правовой культуры, о чем свидетельствуют основные выразители правового гуманизма раннего Возрождения, такие как Андреа Альчиато и многие другие.