Дорогие читатели!
Сегодня мы хотим познакомить вас с жанром готического романа. Произведения в этом духе характеризует особая атмосфера, основанная на эстетизации ужаса и мистических элементов. В готическом романе соединены некая «тёмная» романтика, мистика и даже фантастика. Этот жанр широко распространился в литературе на рубеже XVIII-XIX веков в Великобритании, и с тех пор признанные мастера слова вплоть до наших дней творят в рамках этого направления. Во Франции, например, в начале прошлого века признанным мастером детектива французским писателем Гастоном Леру был создан знаменитый на весь мир роман «Призрак оперы», до сих пор будоражащий фантазию как простых читателей, так и многих деятелей искусства – на его основе создавались киноленты, новые книги и даже мюзикл, главную мелодию из которого слышал практически каждый. Но обо всём мы расскажем по порядку.
История появления на свет самого писателя довольно необычна – Гастон Луи Альфред Леру родился в 1868 году… в поезде. Его родители ехали через Париж на север Франции, куда строительный подрядчик Альфред Леру был послан по рабочим делам – он занимался перестройкой замка. Учился юный Гастон в школе в городе с лаконичным названием Э, где он в то время проживал вместе с родителями. Там его одноклассником и близким другом был Филипп Орлеанский, потомок французской династии Бурбонов. Юношей, продолжив обучение в Каннах, а затем поступив в Парижский университет, он писал стихи и короткие рассказы, и уже тогда начал публиковаться.
После окончания университета Леру начал работать журналистом, работал в парижских газетах судебным хроникёром. По долгу службы ему довелось два раза побывать в России, он писал репортажи о Первой русской революции. Некоторые его произведения написаны на русскую тематику.
Роман «Призрак оперы» Леру писал под вдохновением от построенного во второй половине XIX века парижского театра оперы – «Гранд опера», или «Опера Гарнье» - который по сей день остаётся одним из самых знаменитых театров балета и оперы в мире. Здание театра поражает своим великолепием и роскошным украшением фасадов, а большое фойе и театральный зал – просторностью и богатым убранством. Отдельного внимание заслуживает огромная люстра из хрусталя в зрительном зале. Именно в этих поражающих воображение декорациях и происходит действие романа.
Роман – коктейль из готического романа и детектива, повествование ведётся в виде журналистского расследования от лица рассказчика-следователя. Книга начинается с того, что в один день оба директора оперного театра подают в отставку – и им на смену приходит новое руководство. Свежих руководителей ставят в известность, что в здании парижской оперы обитает некий «призрак», которому предыдущее начальство регулярно отчисляло ежемесячное пособие и выделяло во время репетиций и представлений постоянную ложу №5. Если условия призрака перестанут выполняться, то свершится нечто ужасное. Новые директора относятся к этому завету скептически и лишь смеются в ответ. С тех пор в опере начинают происходить ужасающие и таинственные события: рушатся декорации, пропадают вещи, происходят несчастные случаи. Определённо – руку к этому приложил призрак оперы!
Молодая и прелестная хористка парижской оперы – шведка Кристина Доэ – попадает под чары призрака. Он налаживает с ней связь, поддерживает девушку и вдохновляет её на творчество, становится для неё ментором, «ангелом музыки». Сирота Кристина верит, что он посланник её умершего отца, вместе с которым она когда-то выступала на улице и божественно пела. Девушка встречается с призраком лицом к лицу в его жилище в подвале оперы, и он оказывается вполне реальным мужчиной по имени Эрик. "Призрак" необычайно талантлив во многих сферах – он прекрасный музыкант, композитор, инженер, архитектор. Он участвовал в строительстве оперного театра, поэтому прекрасно знает все его подвалы и тайные помещения, в которых он и обитает. Эрик со своими способностями мог бы быть выдающимся человеком своего времени, но этому мешает его необычайное физическое уродство – его лицо ужасно. Из-за этого Эрик вынужден скрываться от людских глаз и носить белую маску. Его безобразие наложило отпечаток на его характер – этот одарённый человек крайне жесток к тем, кто встаёт на его пути и действует против его воли, ему ничего не стоит убить человека. «Живой мертвец, скелет, обтянутый кожей, с трупным кладбищенским запахом» - так его описывает автор. И он влюблён в Кристину!
Она жалеет его, пытается понять. О её отношениях с «призраком» узнаёт её давний знакомый молодой виконт Рауль, тоже питающий к девушке нежные чувства. Кого выберет Кристина? Обретёт ли несчастный Эрик покой и радость? Пробудятся ли его истинные человеческие качества под ужасной маской? Об этом вы узнаете, прочитав этот роман.
Обязательно стоит отметить мюзикл композитора Эндрю Ллойда Уэббера, написанный на основе романа. Созданный в конце 80-х годов прошлого века, он стал одним из самых популярных и кассовых мировых мюзиклов. В 2004 году по нему был снят одноимённый фильм режиссёром Джоэлом Шумахером, отличающийся необыкновенной зрелищностью, великолепными декорациями, костюмами и сценическими эффектами.
Приходите читать шедевры французской классической литературы к нам в Библиотеку №83 по адресу: г. Москва, ул. Константина Федина, 2, корп. 1.