Найти тему

Маршрутный лист, или индивидуальное планирование образовательной траектории, – рабочий инструмент современного альтернативного образования

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

На примере I ступени: начальной школы (6-9 лет)

Раньше домашнее задание записывали в дневники, зная, какие упражнения нужно сделать, когда сдать ту или иную работу, к какому предмету быть особенно готовым и т.д. и т.п. Учителя расписывались, писали замечания, ставили оценки, родителям приходилось постоянно контролировать детей и их успехи, приходя в ярость при виде двойки, а ребёнок, в свою очередь, прятал дневник, вырывал из него страницы или подделывал оценки, лишь бы не быть "пойманным". Получалось, что дневник вызывал стресс практически у каждого.

В настоящее время подобный формат изжил себя, и на его смену пришел новый, более продуктивный и экологичный – маршрутный лист.

Сегодня мы расскажем, почему в Школе Великих Открытий и Монтессори-подходе приветствуется именно эта форма ведения достижений ребенка и планирование его траектории обучения, а также какие результаты она даёт.

Что это за зверь – "маршрутный лист"?

Маршрутный лист – это некая карта, которая поэтапно ведет ученика по миру знаний. Маршрутные листы есть у каждого ученика I ступени (начальная школа, 6-9 лет) по основным предметным линиям: русский язык, математика, естествознание, английский язык. Эти листы заполняются ребёнком совместно с педагогом по мере освоения программы, и на основе их анализа выстраивается дальнейший образовательный маршрут.

Система ведения маршрутных листов позитивно сказывается на самооценке учеников, ведь они наглядно видят собственный успех. Например, изучив определённую тему, ребёнок не просто закрашивает соответствующий ей кружок, но читает, что конкретно он теперь умеет делать и что конкретно он знает:

-2

Таким образом происходит позитивное подкрепление, формирующее мотивацию к учёбе: ребёнок постепенно двигается вперёд по мере изучения материала и радуется тому, что сегодня он умеет и знает уже чуть больше, чем вчера.

Об образовании наглядно

Маршрутный лист включает в себя всю школьную программу начальных классов и много больше: в нём заложены даже те темы, которые дети в обычной школе проходят в 6-7 классах. Это сделано для того, чтобы ребенок мог сразу увидеть всю картину знаний: он не ограничен программой конкретного класса, и его не тревожит, что сверстники в общеобразовательной школе изучают определённый материал, например, только в 5 или 6 классе. Зачастую наши дети на выходе из 2 или 3 класса имеют в своём багаже гораздо более глубокие знания, чем ребёнок в традиционной школе того же самого возраста.

Маршрутный лист по математике
Маршрутный лист по математике

Каждая отдельная ветка выделена своим цветом и представляет собой определённый раздел в том или ином предмете. Например, в маршрутном листе по русскому языку есть следующие ветки-разделы: синтаксис, морфология, лексика, грамматика; а в маршрутном листе по математике одна ветка – это написание и знание цифр до 10, другая – знание натуральных чисел, а следующая – знание отрицательных чисел.

Таким образом ребёнок не только учится мыслить масштабно, но и понимает, куда может двигаться. Вместе с педагогом ученик анализирует свои достижения и под чутким руководством учителя выбирает, готов он перейти к следующему пункту знаний или чувствует, что ему стоит задержаться и углубиться в определённый аспект.

-4

А как же ФГОС?

Маршрутные листы были разработаны на основе анализа большого количества самых разных учебников и программ. Сопоставив темы, которые изучаются по каждому предмету, Монтессори-педагоги на их основе и построили маршрутные листы. Таким образом в них входят все темы школьной программы в соответствии с ФГОС.

Кроме того, маршрутные листы помогают наглядно увидеть, какие знания требуются для перехода из одной ступени в другую. Вместе с педагогом ребёнок смотрит, что им ещё не освоено и что ему необходимо для прохождения аттестации.

В ситуации, например, когда ребёнок активно изучает какую-то одну тему, а ему для аттестации необходимо освоить другие базовые понятия, педагог направляет ребенка на те темы, которые нужно обязательно изучить, чтобы успешно пройти аттестацию.

Фирас Мустафа – Монтессори-педагог в I ступени, педагог английского языка для детей от 6 до 9 лет.
Фирас Мустафа – Монтессори-педагог в I ступени, педагог английского языка для детей от 6 до 9 лет.

Подведём итог?

Маршрутный лист – это надёжная карта, помогающая детям не потеряться в свободном выборе и образовательной программе. Представленные в нём темы наглядно демонстрируют ребёнку предстоящий путь к знаниям, по которому ученик движется в своём индивидуальном темпе под чутким руководством педагога.

Позитивные формулировки маршрутного листа снижают тревогу перед неосвоенными темами, а также подкрепляют интерес и мотивируют к учёбе и преодолению новых аспектов знания. Это мягкий, но четко структурированный метод обучения, который не лишает ребёнка возможности выбора, позволяет получать положительные эмоции от обучения, а также формирует здоровую самооценку, развивает дальновидность и учит поэтапно достигать целей.

Школа Великих Открытий