Какое поведение проявляет ребенок склонный к садизму?
Первый и самый распространенный инструмент самоотчета для оценки черт бессердечия и безразличия у детей – это Шкала детской психопатии (CPS), разработанная доктором Доном Лайменом из Университета Пердью. Она включает вопросы об отношениях ребенка с окружающими, о том, что он считает важным, сильно ли он злится, что такое хорошо, а что плохо и так далее. Опросники также могут быть очень полезны для оценки поведения, и они очень популярны в психологии. Однако главный недостаток такого метода, что ребенок должен содействовать, уметь читать и отвечать честно.
Важнейшей попыткой создать эффективный и надежный инструмент клинической оценки психопатических черт в раннем возрасте стал ППЧ для детей и подростков уже известного нам доктора Роберта Д. Хаэра. Напомню, что Доктор Хаэр один из известнейших исследователей в этой области, а так же автор книги «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов», кроме того он создал лист ППЧ для диагностики взрослых психопатов. В его основе списка для детей и подростков лежит вариант для взрослых.
Как и оригинал, ППЧ для детей состоит из 20 пунктов, по каждому из которых можно поставить одну из трех оценок (0 баллов, если пункт неприменим к пациенту, 1 балл, если применим в некоторой степени, и 2 балла, если безусловно применим). В итоге подросток может набрать от 0 до 40 баллов. Как и у взрослых, 30 баллов считаются границей. «Черты и поведение, присущие этому расстройству, оцениваются при помощи Перечня психопатических черт для детей и перечень следующий: Напомню, что оценка этих черт основывается не на единичном поступке или изучении одной области жизни. Они должны присутствовать практически везде – дома, на работе, в школе, в общении с родными, друзьями и соседями. Только если черта является типичной во всех или почти всех областях жизни, исследуемый получает высокий балл.
Почему я об этом говорю? Потому что научно установлено, что ППЧ для детей и подростков точно предсказывает агрессивное и антисоциальное поведение. Исследованиями неоднократно доказано, что перечень лучше прогнозирует развитие деструктивных черт, чем изучение других факторов риска. Молодые люди с повышенными чертами бессердечия и безразличия более агрессивны, раньше начинают нарушать закон и чаще сталкиваются с полицией, чем их сверстники из группы низкого риска.
В предыдущих видео я рассказывала об исследованиях с магнитно-резонансной томографии для взрослых, которые позволяют изучать мозг в действии. Функциональная томография не является инвазивной процедурой и может использоваться для исследования детей и подростков. Например, можно положить ребенка в сканер и показывать ему картинки с эмоциональными ситуациями (например, аварию или пожар) или с нейтральными сценами (например, машина, припаркованная у дома). Фиксируя реакцию мозга на изображения, можно увидеть, что он совсем по-разному реагирует на эмоциональные сцены и на нейтральные. Таким образом можно проверить, как работают эмоциональные системы мозга. В данное время благодаря этой технологии ученые имеют возможность зафиксировать практически любой мозговой процесс. Что показали такие исследования?
В одном из них ученые нашли, что у детей с этими чертами не активируется миндалевидное тело, когда они рассматривают испуганные лица. То есть миндалевидное тело – важный компонент эмоциональной системы мозга – не участвует в обработке мозгом изображения испуганных лиц, может отчасти быть причиной, почему дети с бессердечием и безразличием агрессивны. Если два обычных ребенка дерутся и у одного из них на лице появится выражение испуга, скорее всего, драка прекратится. Но если ребенок с бессердечием и безразличием не получит сигнала или информации от своего миндалевидного тела при виде испуганного лица своего противника, драка может продолжиться и даже усилиться, и итогом может стать более тяжкий вред здоровью. Ребенок с недостаточной активностью миндалевидного тела при этом дерется чаще других детей.