Праздник Пасхи традиционно широко отмечался в России с давних пор. К концу XIX — началу XX века глубоко верующие православные христиане, представители других конфессий и даже агностики одинаково положительно принимали добрую сущность и красивые атрибуты светлого праздника. Одним из непременных ритуалов был обмен поздравительными открытками.
В начале прошлого века в канун Пасхи в каждом городе необъятной Российской империи почта разносила тысячи открытых писем ежедневно. Столь же велико было и разнообразие иллюстрированных поздравительных карточек.
Над оформлением открыток специально работали известные художники, такие как Иван Билибин, Николай Каразин, Мстислав Добужинский. Были среди них и те, кто выбрал малую художественную форму — открытку — специальным направлением своего творчества: например, знаменитая Елизавета Бём.
Изданием открыток занимались различные коммерческие и благотворительные организации, а также частные предприниматели. Первой коллекцией пасхальных открытых писем отечественного производства стала серия художника Николая Каразина. Издание почтовых карточек поддержала российская община Красного Креста имени святой Евгении во главе с принцессой Евгенией Ольденбургской.
Между тем фотографические открытки, посвященные пасхальной тематике, в России были тоже широко распространены. И несмотря на то, что поставлялась такая продукция из Европы, она обязательно адаптировалась для российского обывателя. В частности, такие фотооткрытки легко отличить по поздравительным текстам на русском языке. Характерной особенностью была также ручная раскраска фотографических открытых писем анилиновыми красителями. Что касается тематики самих фотоизображений, чаще прочего на них можно было увидеть цыплят, кроликов, барашков и, конечно же, раскрашенные пасхальные яйца. Распространенным сюжетом было христосование — обмен поцелуями в Светлое воскресение. Также популярны были изображения играющих детей, куличей, видов весенней природы. К более редким фотосюжетам относилось катание пасхальных яиц или запечатление крестного хода.
Во время Первой мировой войны стали распространяться фотооткрытки с военными и сестрами милосердия, а также с членами императорской семьи. Революционные события 1917 года положили конец доброй пасхальной традиции по обмену открытками. Только после Великой Отечественной войны пасхальные почтовые карточки вновь начали печатать. Правда, очень небольшими тиражами. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху открытку произошло лишь в конце 1980-х годов — чтобы с развитием технологий уступить место уже цифровым поздравлениям.
Текст: Артем Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии
#культурныйкод