Найти тему

INDIKA. Как Ефим Шифрин тряску былинную устроил

Заявлю прямо с порога INDIKA — отличная игра. Она хорошо написана, здорово поставлена и прекрасно озвучена. Геймплей INDIKA не становится причиной лудонарративного диссонанса и здорово наполняет смыслом происходящее на экране. Это база.

Если вы здесь, чтобы в очередной раз обмусолить высказывания Дмитрия Светлова, директора Odd Meter, можете сразу пройти в комментарии, выдать свой поток сознания ради монетизации этого блога и отправиться в бан. INDIKA не про повестку. В ней нет правильных ответов, как нет их в реальной жизни. Если уж вы являетесь адептами «не-всё-так-однозначной» философии, то извольте быть последовательными и попробуйте воспользоваться содержимым вашей черепной коробки хотя бы в отношении игры.

Бесноватая послушница

Проводником в мир, созданный Odd Meter, станет Индика — послушница, чью святость без конца испытывает Ефим Шифрин, исполнивший в судьбе несчастной девушки роль самого Дьявола. Я не буду пересказывать завязку сюжета — вы сами всё знаете, но понимать Индику необходимо для осознания происходящего на экране.

-2

Движения послушницы скованы, но в то же время Индика будто бы бесконечно напряжена — без этих усилий героиня просто не сможет противостоять смущающим её мыслям. Речь Индики под стать движениям: сбивчивая, тихая и наполненная неисчислимыми нотками сомнений. Индику обижают все вокруг: монахини в монастыре, богобоязненный паромщик, тюремщик — о справедливости такого отношения предлагается судить человеку перед монитором. Индика — живой человек, которого не спрятать за монашеской рясой. Это очень важно осознавать, вникая в хитросплетения сюжета.

-3

Велик соблазн сравнить подход Odd Meter к геймплею с творениями Дэна Вавры, очень уж сильно таскание воды в начале игры отдаёт миссиями таксиста или тасканием ящиков из первой Mafia. Но если чешский геймдизайнер отдаёт таким образом дань реализму, не получая при этом каких-то ощутимых бонусов к нарративному погружению, то с INDIKA дело обстоит несколько иначе. Во-первых, таскать воду заставят лишь однажды — в самом начале игры, во-вторых, гнусный Ефим Шифрин во время этих подходов к колодцу то и дело вторгается в разум нашей послушницы и задаёт очень логичные и неудобные вопросы. Апофеозом всего этого действа станет опрокинутая монахиней, озлобленной на Индику, бочка с водой, которую мы так усердно таскали. БУМ! Вот так незамысловато, но крайне эффективно Odd Meter задают лейтмотив всему своему творению.

-4

Мне вообще очень нравится местный геймплей, он не выглядит инородным и прекрасно дополняет нарративный дизайн. Даже бесполезные очки, символизирующие здесь укрепление веры Индики (как это происходит в представлении самой Индики), прекрасно работают на общее дело, но что ещё более важно — оставляют простор для домыслов, что является важным атрибутом любого произведения искусства. Игра проходится за 4 часа в довольно неспешном темпе: за это время мы успеем поиграть в 2D-платформер, убежать от страшной собаки, решить кучу головоломок, поставить свечку за Карла Маркса и преодолеть трудности с помощью молитвы! Воду носить больше не заставят, трястись не стоит.

-5

Оголённая проблема

INDIKA обнажила множество проблем современного гейминга. Тикток-братва отныне не способна принимать что-то, что выбивается из их мировоззрения. Не способна она и на анализ происходящего вокруг. Если ответы на поставленные вопросы не заливаются им прямиком в насмотренные секундными роликами глаза, тряска начинается былинная.

-6

Да и зачем же им играть в игру, чтобы сформировать собственное мнение, если говорящие головы уже выдали базу? Светлов сказал что-то обидное? Ну и игра повесточная, значит! Обзоры INDIKA появились на пару дней раньше официального релиза, а комменты уже заполонили обиженки, увидевшие где-то двойную мораль и непоследовательность.

-7

Россия — это не только хохлома и матрёшки, а искусство не существует в отрыве от политики. Если этого не осознают люди, которые с детства слышат об обломках самовластья (чего уж говорить о каком-нибудь «Анчаре»), то куда мы движемся, а? Пушкина в аполитичности точно не заподозришь. Это не искусство уже, получается? Извините, вы не Маяковский, чтобы сбрасывать легендарного классика с парохода современности.

-8

Что ещё смешнее — предыдущий абзац абсолютно бесполезен в контексте обозреваемой игры. INDIKA не про политику, но про нашу культуру и русскую самость. Если мы не можем без истерики отвечать на вопросы, которые перед нами ставит Ефим Шифрин, то о каком самоопределении может идти речь? Мы теряем способность к анализу и рефлексии, а если такое происходит с нацией, оценившей и взрастившей Достоевского, — самое время бить тревогу.

Российский геймдев в 2024 году

Хочется донести важную вещь — российский геймдев в 2024 живёт и дышит. Заставляет включать голову и учит отделять зёрна от плевел. Впереди множество интересных релизов, позади — интересные случаи «Смуты» и INDIKA. Пока одни замахивались на «Ведьмака» и прочие непосильные проекты, другие здраво оценили свои возможности и выпустили крайне достойную игру с сильной режиссурой, приятным геймплеем и превосходным визуалом.

-9

INDIKA не рушит скрепы, но заставляет вспомнить и оценить собственную культуру. Задаёт вопросы национальной идентичности и просит включить голову. Такого красивого и цельного произведения мы не видели уже давно. Оценить творение Odd Meter смогут все, но понять — только русские. И если это не патриотизм, то патриотизма тогда вовсе не существует. Хватит смотреть только глазами, пора и подумать немного.

-10

Впереди нас ждут совсем уж сумасшедшие проекты — Distortion, Pioner и иже с ними. Я в них верю и очень надеюсь, что создатели не подведут. Сейчас очень важно не тратить своё время на фоновый мусор вроде «Смуты» и поддержать разработчиков, несущих в себе Россию. Ту самую — осмысленную и по-настоящему сильную, а не бесконечно обиженную и закомплексованную.

В это мы играем

Уверен, многие из вас обратили внимание на то, как скудно я рассказал о самой INDIKA. Это не связано с тем, что об игре нечего сказать. Просто мною принято решение отойти от попытки стать беспристрастным и сухим журналистом. Игры — это про эмоции. Бесстыдно пересказывать механики и сюжетные тропы четырёхчасовой INDIKA, отнимая у людей радость познания — страшное преступление.

-11

Суть вы поняли, INDIKA — уникальный для нашей игровой индустрии проект, вдохновлённый Достоевским. В ней вы найдёте приятный симбиоз нарратива и геймплея, интересные мысли и вайб Балабановских творений, а обрамлять всё это великолепие будет ехидный голос Ефима Шифрина. Как провести четыре часа перед монитором ещё приятнее, я просто не знаю.

Не нужно бояться неудобных вопросов, нужно бояться отсутствия вашей личной уверенности в собственных ответах. Вся INDIKA про это. Обязательно поиграйте! А я очень надеюсь, что следующий проект Odd Meter не заставит себя долго ждать.