Нередко в рекомендациях YouTube мне попадаются видео недовольных пассажиров, жалующихся на РЖД, потому что компания их обманула и продала билет не в тот вагон, в который они хотели. Однако не всегда вина за "неправильный" вагон лежит на перевозчике. В этой статье я расскажу о том, как свести к минимуму вероятность попадания в такую неприятную ситуацию.
Основные классы обслуживания
Для начала поговорим об основных классах обслуживания, встречающихся в поездах формирования ОАО ФПК, «Гранд Сервис Экспресс», БЧ, КТЖ и других компаний, организующих пассажирские перевозки по территории России и странам ближнего зарубежья
В этой статье используются обозначения: УКВ - кондиционер (устройство кондиционирования воздуха), ЭЧТ - биотуалет (экологически чистый туалет)
Плацкартные вагоны (П)
Как правило, в продаже встречаются вагоны классов 3Э и 2Б, реже - 3Т и 3Д. А вот плацкартные вагоны классов 3Л и 3У встречаются крайне редко даже в дополнительных летних поездах формирования ОАО ФПК. Что касается ГСЭ (компания, осуществляющая перевозки в Крым), то он обещает вагоны 2Л и 3Л в дополнительных поездах №177/178 Москва - Симферополь и №551/552 Нижний Новгород - Симферополь. В других поездах этого перевозчика вагоны данных классов отсутствуют.
Однако если Вы очень хотите попасть в старенький плацкарт без кондиционера, обратите внимания на поезда, следующие в страны СНГ. Так, например, попасть в такой вагон не составит большого труда в поездах сообщением Россия - Казахстан, Россия - Кыргызстан и др.
Купейные вагоны (К)
Самым распространённым классом на сети РЖД является 2К. Чуть реже встречаются классы 2Ш и 2У. А вот класс 2Л таит в себе ряд сюрпризов, о которых я и напишу ниже. Несмотря на то, что фактически у ФПК имеются вагоны класса 2Н, встретить их на официальном сайте РЖД мне не доводилось.
Безусловно, есть и другие классы обслуживания, включающие такие удобства, как питание, пресса, санитарно-гигиенический набор и др., встречающиеся в основном в фирменных поездах, но на них акцентировать внимание мы не будем, поскольку каждый из них подразумевает наличие кондиционера и биотуалета - двух основных удобств для большинства пассажиров.
Класс 2Л - в чём его загадочность?
Нередки случаи, когда РЖД продают билеты в вагоны класса 2Л, а фактически в составе поезда вместо них включены вагоны класса 2К (с УКВ и ЭЧТ) или же 2У (только с УКВ). Чаще всего такую «подставу» можно встретить в летних поездах в начале июня, когда ещё не все дополнительные (летние) поезда введены в оборот, и немало вагонов класса 2К простаивают без дела. Предсказать, какой вагон попадётся в итоге, практически невозможно, если только заранее не выслеживать состав, зная периодичность его курсирования.
В последние годы некоторые старые вагоны были оборудованы биотуалетом, сменив класс с 2Л на 2Н. Тем не менее, они продаются как 2Л. Под классом 2Л может скрываться и старый добрый Аммендорф, оборудованный УКВ, но не ЭЧТ. Старенькие немецкие вагоны без УКВ в составах формирования ОАО ФПК отсутствуют с 2021 года, а вот у перевозчика «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) они ещё остались, хоть и в небольшом количестве. Правда ходят они только в Нижний Бестях, а потому встретить их вне БАМа и Транссиба скорее всего не получится.
Отдельного абзаца заслуживают купейные вагоны с радиоточкой и местами для инвалидов (КРИ). Помимо начальника поезда и сотрудников охраны в таких вагонах могут ехать и обычные пассажиры (в продажу обычно поступает от одного до трёх купе из шести). Эти вагоны всегда имеют УКВ и примерно в ¾ случаях ЭЧТ, что бы ни писали вам на сайтах по продаже билетов (в 2023 году на сайте РЖД такие вагоны зачастую получали класс 2Л, фактически таковыми не являясь).
Напоследок затронем и вагон-буфет. Как правило это Аммендорф с четырьмя купе (16 мест), оборудованный УКВ, но не ЭЧТ. Такие вагоны всё ещё можно встретить на сети РЖД, хоть и не слишком часто.
Выбираем вагон для путешествия по России
С каждым годом всё больше и больше россиян выбирают отдых в родной стране, отправляясь в путь-дорогу на поездах. Однако при посадке в поезд некоторые испытывают разочарование, ведь оказываются не в том вагоне, который они хотели. И если в случае с несоответствием класса обслуживания, заявленному в билете, ещё можно ткнуть пальцем в компанию-перевозчика, то есть случаи, когда именно пассажир неправ. Как этого избежать? Отвечаю.
- При покупке билета на сайте РЖД всегда обращайте внимание на изображение вагона. Оно хоть и не даст понимания, совсем старый вагон или чуть поновее, но позволит найти самый новый вагон (двухвагонный сцеп), оборудованный душевой кабиной. Как правило, двухвагонные сцепы встречаются в фирменных поездах, однако в последнее время появились шансы попасть в такой и в простом нефирменном (и даже дополнительном) поезде.
- На сети железных дорог России можно встретить купейные и спальные вагоны европейского габарита РИЦ. Их отличие состоит в наличии всего 8 купе вместо 9, как в обычных вагонах, а также открывающихся в коридор купейные двери и наличие умывальника под столиком в каждом купе. Если Вы хотите купить билет в такой вагон, обратите внимание на этот пункт. Немногие знают, что при покупке билета в вагон РИЦ сайт РЖД предложит вам несколько другую схему - рассчитанную на 16 или 32 пассажиров. При выборе купейного вагона проблем, как правило, не возникает, чего не скажешь про спальный вагон - в некоторых случаях РЖД может давать классическую схему СВ. В таком случае важно помнить, что в данном вагоне всего 8 купе, а потому места 17 и 18 на стандартной схеме всегда будут отмечены серым (недоступны для покупки). В то же время, спальный РИЦ можно встретить только в тех поездах, в которых есть и купейные РИЦы.
- Теперь разберёмся со спальными вагонами (СВ). Не так давно в поездах формирования ОАО ФПК стали появляться вагоны СВ, прошедшие КВР и имеющие верхние полки. Пока что их можно встретить лишь в направлении Москва - Санкт-Петербург, и, как ни странно, в фирменном поезде №5/6 "Океан" Хабаровск - Владивосток. При просмотре мест в такие вагоны вам будет предложена схема, отличная от стандартной. При покупке билетов в спальные вагоны важно не игнорировать эти схемы, чтобы потом случайно не оказаться на верхней полке.
Как попасть в вагон с форточкой?
Универсального способа не существует, поскольку даже новые вагоны, в том числе и двухэтажные, могут не иметь форточек. Но если уж очень хочется, вот несколько советов, которые могут быть полезными:
1. Покупайте билеты в фирменные поезда и двухвагонные сцепы (как найти такие вагоны, Вы уже знаете)
2. Покупайте билеты в вагоны класса 2Л
3. Попробуйте отследить желаемый вагон. Правда, это очень сложно и может сработать, если Вы берёте билет за 1-2 недели до даты предполагаемой поездки
4. И, конечно, надейтесь на удачу - быть может, Вам повезёт =)
P.S. Все плацкартные вагоны имеют форточки в 1 и 9 купе. В большинстве вагонов открыть окно также можно в 4 и 7 купе. Правда следует помнить, что такое действие может навредить кондиционеру и не получить одобрения от проводника.
Кондиционер есть, но не работает...
Техника может ломаться, особенно летом. Во всех вагонах без УКВ в купе присутствуют форточки (за исключением 2 и 8 купе в некоторых вагонах). Если всё же кондиционер сломался, попросите проводника открыть все форточки в вагоне до устранения неисправности. Также Вам могут предложить перейти в другой вагон с работающим УКВ, если в таковом имеются свободные места. Помните, что устранить неисправность можно только во время длинных стоянок или в пункте оборота вагонов. Это же касается и ЭЧТ, поэтому соблюдайте чистоту и не кидайте в него всякую ерунду.
В каждом купе над окном есть информационный стикер о наличии или отсутствии кондиционера в вагоне. Обращайте на него внимание, особенно если информация на нём отлична от информации, указанной в билете. Если РЖД подсунули Вам вместо обещанной кареты тыкву, и Вы остались этим недовольны, обязательно зафиксируйте факт несоответствия фактического класса обслуживания указанному в билете и по окончании поездки воспользуйтесь горячей линией или же попробуйте прояснить ситуацию другими способами. Возможно, Вам повезёт и Вы получите 7000 бонусных баллов, которые сможете потратить на свои новые путешествия!)
Где лучше покупать билеты?
Я всегда покупаю билеты на официальном сайте РЖД, поскольку только там можно приобрести проездной документ по самым низким ценам, накапливать баллы программы лояльности «РЖД Бонус», использовать скидки для студентов, многодетных семей, пенсионеров и прочие. Это актуально и для покупки билетов в кассах на железнодорожных вокзалах, чего не скажешь о других сервисах по продаже билетов.
Билеты на пригородные поезда лучше покупать в пригородных билетных кассах на железнодорожных вокзалах, в терминалах самообслуживания и онлайн, если таковая возможность имеется. Если на станции отправления работает билетная касса, но Вы садитесь в электричку без билета, будьте готовы оплатить комиссию за покупку билета в пути следования. Комиссия не взимается при посадке в пригородные поезда на станциях и платформах, не оборудованных билетными кассами.
Ближнее зарубежье
Официальный сайт РЖД также можно использовать и для покупки билетов на поезда, следующие как в страны ближнего зарубежья, так и на поезда, следующие внутри этих стран. К таковым относятся:
- Беларусь (внутри страны, в сообщении с Россией). Билеты также можно купить на https://www.rw.by/
- Казахстан (внутри страны, в сообщении с Россией, Узбекистаном, Киргизией). Билеты также можно купить на https://www.railways.kz/ru/
- Узбекистан (внутри страны, в сообщении с Россией, Казахстаном). Билеты также можно купить на https://railway.uz/ru/
- Кыргызстан (внутри страны, в сообщении с Россией, Казахстаном). Билеты также можно купить на https://kjd.kg/ru/
- Таджикистан (только в сообщении с Россией). Билеты также можно купить на https://www.railway.tj/ru/
- Монголия (только в сообщении с Россией)
Оплата производится в рублях и возможна с использованием карт платёжной системы «МИР».
Для покупки билетов по другим направлениям рекомендую воспользоваться официальными сайтами местных перевозчиков, указанными выше. Помните, что при выборе этих сайтов оплата билета картами «МИР» может быть недоступна.
Закавказье
Через российские сайты купить билеты на поезда, курсирующие в Армении, Грузии и Азербайджане не представляется возможным. Если у вас есть карта VISA или Mastercard, выпущенная банком за пределами России, вы можете приобрести билеты на официальных сайтах ЮКЖД, GR и ADY.
В настоящий момент железнодорожное состояние с Азербайджаном отсутствует. Купить билет возможно только во внутригосударственном сообщении.
Билеты на поезда в сообщении Армения - Грузия (поезд №371/372 Ереван - Тбилиси и поезд №201/202 Ереван - Батуми) можно приобрести на официальном сайте ЮКЖД или в билетных кассах на станции вашего отправления. В последнем случае оплата производится в местной валюте (лари или драмы). Составы этих поездов состоят из новых двухвагонных сцепов, выпущенных Тверским вагоностроительным заводом в 2021 году. Два биотуалета, пеленальный столик и даже душ - в наличии! И да, душ работает, проверено лично.
Для покупки билетов на скоростные поезда STADLER сообщением Тбилиси - Батуми также можно воспользоваться сайтом https://tre.ge/. Здесь доступен выбор мест и класса обслуживания
Советы для путешественников, отправляющихся за границу
Прибыв в другую страну, первым делом обзаведитесь местной валютой. Как правило, на крупных вокзалах или рядом с ними есть обменный пункт. При этом в Казахстане, Беларуси и Армении курс местной валюты к рублю в банках практически не отличается от курса в частных обменных пунктах, чего не скажешь о Грузии. Здесь выгодно менять именно в обменниках, так как банковский курс не самый приятный (для сравнения, в июле 2023 года за 1000 рублей в банках давали до 25,5 лари, а в обменниках - до 28).
Прибыв в другую страну, обращайте внимание на местные правила, традиции и обычаи. Помните, что нормально и естественно в вашей стране, может не быть таковым в стране, в которую вы приехали. Обращайте внимание на различные информационные стикеры. Помните, что Вы в гостях, будьте добры к окружающим, и тогда окружающие будут добры к вам.
Языкового барьера в странах ближнего зарубежья нет. Подавляющее большинство (90%+) понимают русский язык. В некоторых странах большая часть населения и вовсе предпочитает разговаривать на русском языке вместо национального.
Благодарю за прочтение! Надеюсь, Вам понравилось!)
Все странички проекта: YouTube ВК Boosty Дзен
Поддержать проект всегда можно по реквизитам:
- Сбербанк 2202 2011 0846 0177
- ЮMoney 410012088825401