Найти в Дзене
NPR.BY - Наш Портал

По ту сторону исследований загадки гибели группы Дятлова: версия этнокультурного конфликта

Напомним: в начале февраля 1959 года при прохождении туристического маршрута повышенной категории сложности при непонятных обстоятельствах погибла группа туристов – девять человек под руководством Игоря Дятлова. Невыясненность обстоятельств происшествия, а также характер травм, полученных туристами, не дают оснований в полной мере предоставить приоритет ни одной из версий происшедшего. Елена Дмитриевская является одним из исследователей, пытающихся осилить эту загадку прошлого.

В связи с тем, что у нас возникли вопросы к Елене Дмитриевской о другом аспекте ее исследовательской деятельности, мы снова встретились с Еленой.

- Елена, мы уже знаем, что вы в соавторстве с Александром Ветром являетесь автором версии о ритуальном убийстве. А какие были трудности при построении версии в самом начале и в процессе работы?

- Спасибо за вопрос. На самом деле, над версией начинали работать втроем: я, Александр Ветер и Виктория Лоухи. Александр по большей части работал с фото из похода, а также с посмертными снимками дятловцев. Виктория написала вторую часть версии о личностях ребят, основываясь на наших обсуждениях. Я же выстраивала окончательную схему версии с обоснованиями в четвертой части.

Основная наша трудность была в изучении очень большого количества разнообразного материала. Именно поэтому работа над версией заняла более пяти лет. Необходимо было изучить не только уголовное дело о гибели ребят, воспоминания поисковиков, комментарии различных специалистов, но и провести отдельные исследования по фотохронологии похода, анализу особенностей туризма тех лет, а также проработать внушительный объем этнографических и религиоведческих источников.

-2

Исследователь Елена Дмитриевская: обстоятельства гибели туристов на перевале Дятлова, вероятно, раскрыты не будут

- Как вы работали с вашими соавторами? Наверное, в процессе работы были и непонимание, и противоречия. В чем это выражалось и как выходили на рельсы сотрудничества?

- Мы изначально решили, что все идеи нашего творческого коллектива будут со временем оформлены в виде статей. Конечно, в процессе работы над версией были и эмоциональные моменты, ведь все мы – живые люди.

- Наверняка хватало и этических моментов… Среди дятловедов, насколько мне известно, разворачивается немалая конкуренция за авторство той или иной версии. Да и сама версия разве не вызывает этических вопросов?

- Это наша постоянная головная боль. Несмотря на то, что нас давно знают в сообществе исследователей, и версия опубликована, с определенной периодичностью находятся люди, которые готовы ради удовлетворения собственного тщеславия заимствовать чужой контент. Это, кстати, стало одной из причин, ввиду которых в 2018 году Виктория Лоухи формально отказалась от авторства, так как, не проживая постоянно на территории России, она не имела возможности вместе с нами юридически отстаивать авторские права.

Что касается самой версии, то мы хотели представить ее в виде возможного этнокультурного конфликта, который мог бы случиться при определенных обстоятельствах. Уголовное дело не дало нам ответа, почему следствие не стало ее развивать. А вообще, такие истории случаются постоянно, правда, не всегда заканчиваются столь печально.

Не секрет, что часто путешественники, плохо представляя себе менталитет местного населения, особенности религии, быта и культуры определенной страны и проживающей в ней народности, нарушают некие неписанные правила поведения в тех или иных местах. Например, в прошлом году тревел-блогер Юрий Чиликин сделал несколько снимков на фоне священной горы Агунг, находящейся на острове Бали. Он был депортирован, но до того ему пришлось пройти церемонию подношений богам, чтобы усмирить их гнев. Кто знает, чем подобная история могла бы закончиться шестьдесят-семьдесят лет назад?

Даже если предположить, что мы когда-нибудь узнаем, что тогда произошло и истина окажется другой, на мой взгляд, сама идея версии о цивилизационном конфликте имеет право на существование.

- Елена, а как обозначить свое авторство? Какие правовые механизмы существуют для защиты авторского права? Приходилось ли как-то доказывать свое первенство в версии ритуального убийства?

- В идеале, конечно, авторство лучше всего иметь в печатном издании.  Почему-то у многих имеются весьма странные представления о том, что если что-то опубликовано в свободном доступе интернет-пространства, то оно как бы ничьё. На самом деле, авторское право возникает с момента публикации. Отношения в сфере авторского права в настоящий момент регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пока до судебных тяжб дело не доходило, но возникали ситуации, когда приходилось реагировать и задействовать иные механизмы защиты своих прав. К примеру, в 2021 году некий YouTube-блогер Олег Рыбаков обнародовал нашу версию от своего имени, полностью зачитав ее текст. Рыбаковым было снято множество видео-стримов, на которых он зачитывал от своего имени, выдавая себя за автора, наши материалы, не меняя даже порядка слов, при этом собирая донаты от подписчиков. Я несколько раз обращалась к нему с просьбой удалить заимствования, однако реакции не последовало. После этого я обратилась в службу авторского права видеохостинга YouTube, приведя ссылки на ресурс, откуда был взят контент канала. В результате моего обращения видео были удалены, после чего, согласно правилам сообщества, был удален и собственно канал О.Рыбакова.

- Ваша версия вышла в журнале "Самиздат" в формате статьи. А нет ли у вас желания выйти на формат «полноразмерной» версии и написать полноценную книгу-исследование?

- Нет. Такого желания нет. Версия на данный момент опубликована в четырех уникальных статьях и там есть все самое важное для понимания и объяснения возможных причин трагедии. Не хотелось бы перегружать читателя множеством подробностей. Сейчас я работаю над пятой статьей, в которой будут ответы на часто задаваемые вопросы и дополнения к версии.

На этом мы заканчиваем нашу беседу с Еленой Дмитриевской, оставляя за собой право вернуться к ней снова при наличии вопросов у нас либо у читателей «Нашего портала».

Больше новостей на NPR.BY