23,5K подписчиков

Малоизвестные страницы ушу, или один из стилей "четырех врат"

271 прочитал
Не относитесь к кулачному искусству как к театру, и тогда вы сможете научиться.
Ян Бин, «Предисловие к обучению боевым искусствам»
Не относитесь к кулачному искусству как к театру, и тогда вы сможете научиться.

В рамках повышения грамотности наших подписчиков, продолжаем рассказ о стилях, когда-то знаменитый, но сейчас, увы, не самых популярных в КНР.

Сегодня пару слов про стиль мэйхуацюань ( 梅花拳 Méihuā quán), или кулачное искусство цветка сливы, который в до республиканский период входил в т.н. "стили четырех врат" (上四门 Shàng sì mén).

Этот термин - отсылка к системе общего образования империи Северная Вэй (北魏 Běi Wèi, 386-535), когда в 495 году по императорскому указу в Лояне создали специальную структуру для обучения по четырем дисциплинам. В дальнейшем эта система развивалась и распространялась по всей стране. Интересно, что при танском императоре У-дэ в 618 году количество учеников было увеличено до 1300, из которых 500 были детьми гражданских и военных чиновников, а 800 - детьми простых людей...

Но если вернуться к ушу, то есть путаница с другим, народным термином "четыре большие школы [ушу]" (四大门派 Sì dà ménpài) , а это - Шаолинь, Удан, Эмэй и Наньцюань, что не очень соответствует реальности распространения и развития стилей ушу. Но это - отдельная тема. Рассказ про привязку стилей по регионам будет немного позже.

Знаменитые тренировочные столбы мэйхуа. Уже рассказывали подробно про этот метод наработки.
Знаменитые тренировочные столбы мэйхуа. Уже рассказывали подробно про этот метод наработки.

Но вернемся к теме, ибо мэйхуацюань - это один из реально старейших стилей, как и стиль императора Тайцзу - тайцзуцюань. Не путаем с тайцзицюань!

У мавзолея основателя стиля в уезде Нэйхуан в провинции Хэнань. Это родина Ян Бина (杨炳 Yáng Вǐng, 1673-1747), первого мастера стиля. В 1712  году (то есть на 51-м году эпохи правления под девизом Канси) он успешно сдал военный экзамен, заняв третье место. Образно занявших это место именовали "искатель цветов" (探花 tànhuā). Благодаря этому и был назначен императорским телохранителем (御前侍卫 Yùqián shìwèi).
У мавзолея основателя стиля в уезде Нэйхуан в провинции Хэнань. Это родина Ян Бина (杨炳 Yáng Вǐng, 1673-1747), первого мастера стиля. В 1712 году (то есть на 51-м году эпохи правления под девизом Канси) он успешно сдал военный экзамен, заняв третье место. Образно занявших это место именовали "искатель цветов" (探花 tànhuā). Благодаря этому и был назначен императорским телохранителем (御前侍卫 Yùqián shìwèi).

«Предисловие к обучению боевым искусствам» (习武序 Xí wǔ xù), написанное Ян Бином на седьмом году правления под девизом Цяньлун (乾隆 qiánlóng 1736-1795), является одним из знаменитых шедевров боевых искусств.

Разные найденные версии «Предисловия» считаются важным источником для изучения Боксерского восстания, развития китайских боевых искусств в годы Цин, а также для всестороннего понимания теории и практики боевых искусств. Вот отрывок из этого текста, перевод любезно предоставлен камрадом-мэйхуашником:

«Предисловие к обучению боевым искусствам»
Двенадцать правил для практики боевых искусств:
1. В начале обучения мы должны убедиться: ученик знает путь сыновней почтительности, братского долга и верности, приличия и праведного поведения, честности и стыда, чтобы он мог служить своему отцу и брату, когда поступает в школу, и служить своим старшим, когда покидает школу, и быть достойным имени человека мужественного и знающего.

2. Во время посвящения ученик должен знать: его тело было рождено его родителями, и он не должен осмеливаться разрушать его. Изучать боевые искусства - значит защищать свое тело. Храбро сражаться - значит подвергать опасности своих родителей. Важно помнить об этом!
 "Предисловие" было полностью опубликовано в "Исследовании истоков движения Ихэтуань" под редакцией профессора Лу Яо из Шаньдунского университета.
"Предисловие" было полностью опубликовано в "Исследовании истоков движения Ихэтуань" под редакцией профессора Лу Яо из Шаньдунского университета.

Современное исследование документов из уездных хроник и других независимых источников подтверждает существование при империи Мин сравнительно небольшого количества "кулачных врат" (拳门 Quán mén), т.е. школ ушу. Там их совсем немного, порядка десяти (например, 洪拳 Hóngquán, 炮拳 Pàoquán, 华拳 Huáquán, 绵拳 Mián quán... ) Ну и конечно же распространенный в разных вариациях лоханьцюань (罗汉拳 Luóhànquán). Также не надо забывать и реально существовавший в те годы стиль нэйцзяцюань (内家拳 Nèijiāquán). Про исследование этого стиля знаменитым Тан Хао уже рассказывали ранее.

Для понимания последующего развития ушу следует упомянуть, что в современном каталоге стилей (“中国武术拳械名目大全” Zhōngguó wǔshù quán xiè míngmù dàquán), которые существуют и сохраняются (вероятно), указано аж 435 стиля! Но тут тоже всё не так уж и корректно: там отдельно указаны примерно три десятка стилей, относящихся к Северному Шаолиню, есть стили, которые были реконструированы по сохранившимся цюаньпу, возникли как синтез или ответвление других стилей уже в Новое время и так далее…

Вот такая история...