Найти в Дзене
ФолкиЯ

Пасхальное яйцо для домового

Пасха, куличи, верба и, конечно же, пасхальные яйца. Для кого-то покраска яиц на Пасху - это повод встретиться всей семьёй, удивить детей или же проявить всё своё творчество. Однако какие легенды связаны с яйцом, какое значение имеет цвет, в который их красят, будем разбираться ниже. У славянских народов существует космогонический миф, рассказывающий о появлении мира из яйца. Смерть Кощея заключена в яйце, мышка-норушка бежит и сбивает яйцо, а курочка-Ряба сносит золотое яйцо старику и старухе. Первое яйцо снесенное молодой курицей наделялось магическими свойствами. Его берегли до Пасхи и красили первым. После освящения в церкви оно считалось целебным. Согласно легенде, первые яйца красного цвета стали употреблять на Пасху в Греции. Мария Магдалина была первой, кому явился после воскрешения Иисус, поэтому пошла с этой благой вестью к императору Тиберию. Однако с пустыми руками к императору идти было нельзя, и Мария принесла самое простое – куриное яйцо. Над словами Марии о воскрешении

Пасха, куличи, верба и, конечно же, пасхальные яйца. Для кого-то покраска яиц на Пасху - это повод встретиться всей семьёй, удивить детей или же проявить всё своё творчество. Однако какие легенды связаны с яйцом, какое значение имеет цвет, в который их красят, будем разбираться ниже.

Б. Кустодиев. Канун Пасхи
Б. Кустодиев. Канун Пасхи

У славянских народов существует космогонический миф, рассказывающий о появлении мира из яйца. Смерть Кощея заключена в яйце, мышка-норушка бежит и сбивает яйцо, а курочка-Ряба сносит золотое яйцо старику и старухе. Первое яйцо снесенное молодой курицей наделялось магическими свойствами. Его берегли до Пасхи и красили первым. После освящения в церкви оно считалось целебным.

Согласно легенде, первые яйца красного цвета стали употреблять на Пасху в Греции. Мария Магдалина была первой, кому явился после воскрешения Иисус, поэтому пошла с этой благой вестью к императору Тиберию. Однако с пустыми руками к императору идти было нельзя, и Мария принесла самое простое – куриное яйцо. Над словами Марии о воскрешении Иисуса император рассмеялся, и сказал «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». Но стоило ему произнести эти слова, как яйцо тут же покраснело.

Н. Рерих. Пасха
Н. Рерих. Пасха

У великорусов, малорусов и поляков яйца, выкрашенные в один цвет без узоров, называются «крашанками». А вот «писанками» называются яйца, выкрашенные в два или три цвета. Красное же пасхальное яйцо называется «червона крашанка». Ранее яйца расписывали узорами при помощи воска или покрывали краской, процарапывали изображения, обматывали цветными нитками (в том числе и варили, чтобы перенести узор из нитей на яйцо). Помимо красного допускались и другие цвета - желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. В темные цвета – синий и черный яйца красили к поминальным дням пасхального цикла.

Русские крестьяне на праздник Пасхи ставили на стол кадку с зернами пшеницы и зарывали в ней яйцо. Такие зерна берегли специально для посева.

Катание яиц
Катание яиц

Яйцо считалось средством от пожара – считалось, что вокруг горящего здания нужно было обнести яйцо, которым христосовались в первый день Пасхи, таким образом огонь дальше не сможет распространиться. Иногда яйцо просто кидали в очаг пожара и ждали, что он тотчас погаснет.

В Белоруссии на Пасху специально катали яйцо из угла дома до порога, чтобы выгнать блох.

На востоке Сербии на первом крашеном яйце воском рисовали крест и в Юрье день обносили вокруг села, чтобы град не уничтожил посевы.

Во Владимирской области жители обходили дом с первым яйцом, полученным при христосовании, произнося у всех окон и дверей «Христос воскресе!», тем самым оберегая дом от воров.

Интересно, что на Пасху в некоторых регионах России считалось необходимым подарить домовому крашеное яйцо.

Одна быличка малороссов рассказывает о старике, который пошел ночью в церковь в Навский четверг (четвертый день после Пасхи) и увидел там собравшихся мертвецов, отмечавших свою Пасху и державших в руках яйца, заполненные кострицей.

Источники:

Славянский древности – Н.И. Толстой.

Народный быт и обряды – Н. Сумцов.