20.02.2024 г.
Этими вопросами хоть раз задавался каждый из нас. Французский живописец написал картину по этой актуальной тематике аж в 1897 году. Но этого не произошло, если бы Поль Гоген не решил оставить успешное предпринимательство позади и не взял бы краски в руки.
В новом выпуске рубрики «Мир в красках» Анна Сергеева рассказала про тяжелый период мастера. Каким образом жизнь дала ему второй шанс? Какие символы спрятаны на полотне? И как правильно читать картину?
Расшифровка радио-рубрики:
Сегодня я расскажу про картину Поль Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Название работы отражает философские вопросы о смысле жизни, происхождении и будущем человечества. Художник создал эту картину в последние годы своего существования на острове Таити, где изучал таинства жизни и смерти через природу и искусство.
Стоит отметить, что Поль Гоген потерял 19-летнюю дочь Алину, она умерла от пневмонии. У него начались серьезные финансовые трудности и проблемы со здоровьем. Он потерял смысл жизни. Поэтому решил покончить с собой. Поль Гоген дописал картину, взял мышьяк и отправился в горы. Однако яда оказалось так много, что организм не принял его. И спустя ночь страданий, французский живописец все-таки выжил.
Картину стоит читать не привычным для нас образом, а справа налево, об этом говорил сам художник. Благодаря этому люди смогут понять смысл картины. Некоторые эксперты искусства сравнивают такой принцип прочтения с каббалистическими текстами, которые привлекали мастера.
Работа полна символов, которые оставлены открытыми для толкования зрителями, каждый из которых может увидеть в них свой собственный смысл. Интерпретации картины разнятся от религиозных до философских, и до сих пор она вызывает дискуссии среди искусствоведов и поклонников искусства.
Например, наличие различных возрастов фигур от младенчества до старости может символизировать цикл жизни, смену поколений и вечный круг рождения и смерти. Статуи часто ассоциируются с мистическим и духовным миром Таити. Они могут символизировать таинственность и связь с загробным миром. Спящий ребенок — это символ человеческой души до ее земного воплощения. Женщина в черном олицетворяет скорбь. Собака символизирует земные беды человека. Птица с ящерицей в когтях — это неизбежность смерти, как говорил художник. В образах на картинах также присутствуют материальное и духовное.
Поль Гоген писал: «Я вложил в неё, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли и в нем видна вся жизнь». Когда Гоген начал работу над картиной, он писал своему арт-дилеру Джорджу де Монфрейду: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие, и что я уже никогда не смогу создать что-то лучше, или хотя бы подобное».
Изначально картину отправили в Париж, после ее неоднократно покупали и продавали. Позже ее выкупила галерея Марии Гарриман в Нью-Йорке, а в дальнейшем она оказалась в Бостонском музее искусств США. Там она находится и по сей день.
Культурным быть модно, присоединяйся!