В ночь с 16 на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был расстрелян последний российский император Николай II вместе со всей его семьей и некоторыми приближенными. В тот день, помимо самого царя, погибли его супруга, четыре великие княжны и цесаревич.
После этого трагичного события, командир расстрельной команды Яков Юровский собрал все документы, оставшиеся в комнатах царской семьи в Ипатьевском доме, и вместе с царскими драгоценностями отвез в Петроград. В общей сложности в столицу Юровский доставил 7 саквояжей с документами.
Сиреневый дневник императрицы
Среди этих бумаг был и последний дневник императрицы Александры Федоровны. Незадолго до трагедии, в Тобольске на Новый год эту тетрадку императрице подарила великая княжна Татьяна. После того как Юровский привез дневник в Петербург, его сдали в наркомат внутренних дел. В наше время дневник находится в государственном архиве РФ.
Подаренную дочерью тетрадку императрица Александра Федоровна, скорее всего, собственноручно, обшила тканью сиреневого цвета. Известно, что супруга Николая II просто обожала этот цвет, поскольку он символизирует Крест господень и покаяние.
В Александровском дворце, в Царском Селе, где в уединении проживала императорская семья, Александра Федоровна, к примеру, даже оборудовала Сиреневый кабинет. Стены в этой комнате были обшиты лиловой тканью. Остальным Романовым, с которыми у Аликс были напряженные отношения, яркое оформление не понравилось, но кабинет все же получился стильным и красивым.
На внешней стороны своего последнего дневника Александра Федоровна также вышила белыми нитками символ, ныне запрещенный в России. Этот символ последняя русская императрица использовала часто, считая его защитным.
Беспокойство о детях
Сам дневник императрицы написан на английском языке. В подаренной Татьяной тетрадке Александра Федоровна отмечает основные события каждого дня своего пребывания сначала в Тобольске, а затем — в Екатеринбурге. Императрица пишет о погоде, состоянии своего здоровья, основных событиях дня.
В первое время пребывания в Екатеринбурге, Александра Федоровна часто радуется письмам и телеграммам Татьяны. В период отправки в Екатеринбург царская семья на некоторое время была разделена и Александра Федоровна, конечно, сильно волновалась об оставшихся в Тобольске детях. Сама императрица письма Ольге, Татьяне, Анастасии и Алексею писала практически каждый день, что также отмечено в ее дневнике.
Охранники
В сиреневой тетрадке Александра Федоровна часто описывает и действия охраны. Вот, к примеру, ее запись от 10 мая 1918 г:
Нам приказали встать с постели, так как комендант пожелал
увидеться с нами до смены через 1/4 часа и осмотреть комнаты. Вчера они сменялись 3 раза. Пасмурная погода — идет небольшой снег.
Написала в 15-й раз детям.
Мария читала мне Духовное чтение.
+6°.
Николай читал нам.
Без четверти два. Принесли обед.
3 часа. Остальные пошли гулять.
4 1/4 часа. Пила чай со всеми.
Снова приходили люди и в этот раз спросили, сколько мы все имеем денег (мы оба), и все были вынуждены написать сумму и отдать Совету для сохранности.
Обеды, развлечения, рукоделие
Обеды царской семьи в ссылке были очень скудными. Если судить по записям императрицы, питались арестанты в основном супом, яйцами, вермишелью и хлебом, к которому иногда прилагалось масло. Развлекались последние Романовы в основном игрой в карты, в основном в безик.
Сама Александра Федоровна часто коротала время за рукоделием. Много раз императрица упоминает в дневнике о том, что она «плела кружева». Рукодельницей последняя российская императрица на самом деле была очень искусной. Известно, что шитью, вышивке, вязанию и пр. Александра Федоровна обучила и своих дочерей. В особенности хорошо в плане рукоделия, по воспоминаниям современников, несмотря на непоседливый характер, проявляла себя младшая дочь императора — Анастасия.
Одно время императрица даже пыталась приучить к шитью и вязанию и российских дворянок, основав общество рукодельниц. Но задумка Александры Федоровны провалилась — высокородные дамы не захотели тратить много времени на шитье и вязание.
Образцы «плетеных» кружев Александры Федоровны до нас, к сожалению, не дошли. Но сохранились собственноручно сделанные вышивки последней императрицы.
Галерея:
Последняя запись
Последнюю свою запись в сиреневом дневнике Александра Федоровна сделала 16 июля 1918 г, в ночь перед расстрелом. Императрица написала в тетрадке:
16. Июль. Вторник.
Ирины 23-й день рождения (прим. имеется в виду племянница Николая II Ирина Романова-Юсупова)
+11°.
Пасмурное утро, позже — хорошая солнечная погода. У Бэби (прим. цесаревич Алексей) легкая простуда.
Все выходили гулять утром на '/г часа. Ольга и я готовили наши лекарства.
Татьяна читала мне Духовное чтение. Они вышли гулять, Татьяна
оставалась со мной, и мы читали: книгу пророка Амоса и пророка
Авдии.
Плела кружева.
Каждое утро к нам в комнаты приходит комендант, наконец, через неделю принес яиц для Бэби (прим. яйца передали монахини одного из Екатеринбургских монастырей).
8 часов. Ужин.
Совершенно неожиданно Лику Седнева отправили навестить дядю, и он сбежал,— хотелось бы знать, правда ли это и увидим ли мы когда-нибудь этого мальчика! (прим. речь о поваренке, которого удалили из дома Ипатьева перед расстрелом).
Играла в безик с Николаем.
10 1/2 часа. Легла в постель.
+15 градусов
Через 4 часа после того, как Александра Федоровна в последний раз в своей жизни легла в постель, к дому Ипатьева подъехал грузовик. Пленников разбудили и сообщили о необходимости перейти в подвал «в связи с опасной ситуацией в городе». Как только члены царской семьи выполнили приказание и оказались в подвале, Яков Юровский зачитал им приговор. После этого началась стрельба.
Вместе со всей царской семьей в подвале Ипатьевского дома погибли и приближенные - горничная Анна Демидова, доктор Боткин, камердинер Трупп и повар Харитонов. Как позднее рассказывал Юровский, приближенных ликвидировали, поскольку они заявляли, что «хотят разделить судьбу императорской четы. Вот пусть и разделяют».